• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный проект

Социально-психологические последствия адаптации к изменяющимся культурным и социально-экономическим условиям на постсоветском пространстве (Socio-psychological consequences of changing cultural and socio-economic contexts on post-Soviet space) (ТЗ_77_2017)

Руководители проекта

Надежда Лебедева, ординарный профессор НИУ ВШЭ
Клаус Бёнке, профессор Jacobs University (Германия)

Описание проекта

Актуальность проекта продиктована масштабностью социально-экономических и политических трансформаций, последовавших за распадом Советского Союза. Показателями этих перемен являются изменения паттернов культуры - ценностей, норм, идентичностей, социального капитала, а также социальных представлений - убеждений, установок, мнений, взглядов и поведения в различных сферах общественной жизни. В настоящем проекте мы сфокусируем внимание на изучении социально-психологических последствий произошедших изменений. В результате масштабных экономических изменений в России значительная часть населения оказалась за чертой бедности (по данным 2015 года - 22 миллиона человек). И бедность имеет тенденцию воспроизводится в следующих поколениях, т.о. дети бедных родителей зачастую не имеют возможности изменить свое материальное положение. Исследование, нацеленное на изучение бедности, как во взрослом, так и в детском возрасте, а также ее влияния на индивидуально-психологические характеристики личности, поможет более полно и всесторонне изучить феномен бедности в России, в частности, на индивидуально-личностном уровне. В качестве ключевого принципа развития современного общества выступает социальная сплоченность, что актуализирует поиск и совершенствование ресурсов и видов интеграции разных, порой контрастирующих между собой групп. В условиях социальных трансформаций проблемы, связанные с культурной и национальной враждебностью, солидаризацией на уровне отдельных групп в противовес всему обществу, индифферентностью многих социальных слоев к бедности и социальной незащищенности отдельных групп способствуют углублению социальной разобщенности. Поскольку базовые ориентиры и смыслы сплоченности не универсальны для разных стран, регионов, групп и сообществ, необходим углубленный анализ механизмов, способствующих и препятствующих процессам социальной консолидации, тесно связанный с задачами социальной интеграции российского общества в целом и совершенствования институтов инклюзии наиболее уязвимых групп населения в особенности. Проблемы, связанные с внутренней и внешней миграцией, были и остаются в числе наиболее актуальных для России. В этой связи мы планируем рассмотреть ряд связанных с уровнем адаптации мигрантов социально-психологических характеристик как представителей принимающего населения (воспринимаемая угроза, готовность к дискриминации мигрантов в экономической сфере, религиозность), так и самих мигрантов (например, различные виды их социального капитала). Также мы планируем в рамках проекта эмпирически изучить другие чрезвычайно актуальные для современного российского общества проблемы. В частности, рассмотрим вопросы о ценностно-мотивационных основаниях таких явлений, как отношение к коррупции, креативное поведение личности, политическое (в данном случае, электоральное) поведение.

Цель исследования

Анализ социально-психологических последствий культурных и социально-экономических трансформаций на постсоветском пространстве.

Ссылка на источник финансирования

На русском языке:

  • Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
  • Статья/монография/глава подготовлена в ходе/в результате проведения исследования/работы в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

На английском языке:

  • The research was conducted within the framework of the Basic Research Program at the National Research University Higher School of Economics (HSE) and supported within the framework of a subsidy granted to the HSE by the Government of the Russian Federation for the implementation of the Global Competitiveness Program.
  • The article/book/book chapter was prepared within the framework of the Basic Research Program at the National Research University Higher School of Economics (HSE) and supported within the framework of a subsidy granted to the HSE by the Government of the Russian Federation for the implementation of the Global Competitiveness Program.

Вовлеченные сотрудники

№ п.п.

ФИО

Научная должность, ученая степень

Подразделение НИУ ВШЭ

1.

Бёнке Клаус

Заместитель заведующего лабораторией, PhD

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

2.

Лебедева Надежда Михайловна

Заведующая лабораторией, д.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

3.

Берри Джон

Главный научный сотрудник, PhD

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

4.

Бомбиери Лючия

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

5.

Бульцева Мария Александровна

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

6.

Бушина Екатерина Валерьевна

Старший научный сотрудник, к.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

7.

Велкова Кристина

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

8.

Галяпина Виктория Николаевна

 

Ведущий научный сотрудник, к.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

9.

Григорьев Дмитрий Сергеевич

Младший научный сотрудник

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

10.

Дубров Дмитрий Игоревич

Младший научный сотрудник

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

11.

Ефремова Мария Викторовна

 

Старший научный сотрудник, к.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

12.

Зубова Дарья Михайловна

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

13.

Коджа Екатерина Андреевна

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

14.

Козлова Мария Андреевна

Доцент, к.ист.н.

Департамент социологии факультета социальных наук

15.

Кунаковская Анна Владиславовна

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

16.

Лепшокова Зарина Хизировна

 

Старший научный сотрудник, к.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

17.

Макласова Екатерина Владимировна

 

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

18.

Миронова Анна Алексеевна

Младший научный сотрудник, к.соц.н.

Институт социальной политики, центр семейной политики и качества жизни

19.

Полуэктова Ольга Владимировна

Младший научный сотрудник

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

20.

Рябиченко Татьяна Анатольевна

Научный сотрудник

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

21.

Татарко Александр Николаевич

 

Главный научный сотрудник, д.псих.н.

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

22.

Титов Александр Сергеевич

Лаборант

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований

23.

Чуприков Богдан Иванович

Стажер-исследователь

 

Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!