• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский проект

Идентичность и межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве: опыт России и стран бывшего СССР (ТЗ 47_2016)

Руководители проекта

Лебедева Н.М., ординарный профессор НИУ ВШЭ
Джон Берри, профессор Queen's University (Канада)

Описание проекта

В формирование поликультурности современной России вносит вклад не только внутреннее этническое многообразие, но и активная внешняя иммиграция. Общероссийская культура постепенно изменяется, и у населения России формируется общегражданская (национальная) идентичность. Однако формирование национальной идентичности на групповом и индивидуальном уровнях далеко не всегда протекает гладко. Низкий уровень национальной (общегражданской) идентичности при высокой значимости этнической и религиозной идентичности у представителей различных этнокультурных групп в составе поликультурного государства создает угрозу для его целостности и может приводить к межгрупповым, межличностным и внутриличностным конфликтам (например, между этнической/религиозной и национальной/гражданской идентичностью). В этой связи возникает потребность в выявлении социально-психологических детерминант достижения баланса (на индивидуальном и групповом уровнях) между сохранением этнической культуры и ее неизбежным изменением в процессе взаимной аккультурации различных этнических групп в составе единого поликультурного государства.

Для понимания механизмов и результатов интеграции мигрантов в принимающее общество крайне важно, изучать, в том числе, и психологические факторы, способствующие достижению в процессе аккультурации определённого социально-экономического положения, позволяющего мигрантам полноценно участвовать в социальной и экономической жизни общества принимающей страны.

Авторами проекта планируется реализация комплексного подхода к анализу факторов, влияющих на сохранение и изменение взаимодействующих культур: национальной культуры (культура доминирующего большинства) и этнических культур (культуры этнических меньшинств). Изучение социально-психологических факторов, влияющих на взаимодействие этнического и национального на индивидуальном и групповом уровнях, является чрезвычайно актуальным для современной России и сопредельных постсоветских стран.

В России проживают более 200 этнических групп, которые говорят более чем на 130 языках. Миграция, этничность и язык являются ключевыми компонентами культурных изменений. Тем не менее, влияние этих факторов на образовательные достижения детей в современной России мало изучено.

Цель данного исследования

Выявление социально-психологических факторов (идентичность, межэтнические установки, социальные представления, ценности), способствующих достижению интеграции между этническими меньшинствами и этническим большинством на постсоветском пространстве.

Вовлеченные сотрудники

Дж. Берри, В.Н. Галяпина, Д.С. Григорьев, Л.К. Григорян, М.В.Дробовцева, М.В.Клясс, М.В.Котова, Н.М. Лебедева, З.Х.Лепшокова, А.С. Липатова, О.В.Полуэктова, Т.А.Рябиченко, А.Н. Татарко, Э.Д.Товар-Гарсиа, И.Ю. Резванова.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!