Представления о лжи в Интернете и просоциальное поведение онлайн
Уважаемые коллеги!
Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ
приглашает Вас на серию научных семинаров «Культура имеет значение».
В рамках данного семинара выступит
Мария Александровна Бульцева
к.психол.н., старший научный сотрудник, заместитель директора Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ,
старший преподаватель, Департамент психологии,
Факультет социальных наук, НИУ ВШЭ
с докладом на тему:
«Представления о лжи в Интернете и просоциальное поведение онлайн»
Семинар состоится 14 мая 2025 года в 15:00 в дистанционном формате на платформе Zoom.
Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию
https://forms.yandex.ru/u/681b1964f47e733a7f8245e6/
Рабочий язык – русский
Резюме
Цифровые технологии открывают новые возможности для взаимодействия. При этом онлайн-среде характерны как асоциальные, так и просоциальные формы поведения. Исследования показывают, что онлайн-просоциальное поведение, являясь добровольными действиями, совершаемыми в электронной среде с целью улучшения жизни других, способствует удовлетворенности жизнью и позитивно сказывается на уровне социального капитала. Однако реализация онлайн-просоциального поведения может быть затруднена не только из-за обоснованных опасений относительно достоверности информации о помощи, но и из-за культурно обусловленных представлений о лжи и способах ее распознавания. Ввиду отсутствия исследований, учитывающих представления о лжи и онлайн-просоциальное поведение с учётом характеристик цифровой среды и культурной обусловленности взаимодействия, было проведено качественное исследование, целью которого явился анализ представлений о лжи в онлайн-коммуникации, просоциальное поведение в интернет-среде, а также изучение роли доверия в этой связи в российском контексте (N=29). Результаты позволили выявить характерные особенности просоциального поведения и доверия реципиентам помощи в Интернете, а также представления россиян об онлайн-лжи. Было выявлено, что различия в паттернах доверия и просоциального поведения связаны не только с опытом столкновения с ложью, но и с когнитивными интерпретациями этого опыта. Недостаток знаний ведет к избеганию доверия и помощи, а осознание сложности обмана через позицию жертвы способствует формированию компенсаторных стратегий. Напротив, расширенные знания о механизмах обмана позволяют людям варьировать стратегии поведения, балансируя между осторожностью и готовностью к широкому спектру просоциальной активности.