Культура имеет значение: «Школьный климат и межгрупповое взаимодействие в поликультурных школах России и Таджикистана: роль стратегий кооперации и конкуренции»
Уважаемые коллеги!
Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ
приглашает Вас на серию научных семинаров «Культура имеет значение».
В рамках данного семинара выступит
Азхария Мухамадовна Каримова
младший научный сотрудник,
аспирант Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ,
преподаватель, Департамент психологии,
Факультет социальных наук, НИУ ВШЭ
с докладом на тему:
«Школьный климат и межгрупповое взаимодействие в поликультурных школах России и Таджикистана:
роль стратегий кооперации и конкуренции»
Семинар состоится 23 июня 2025 года в 10:00 в дистанционном формате на платформе Zoom.
Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию
https://forms.yandex.ru/u/6851825002848f2c33b0ed0c/
Рабочий язык – русский
Резюме
Поликультурность современной образовательной среды, характерная как для международного, так и для российского контекста, предоставляет возможности для формирования толерантного общества, но одновременно несёт риски межгрупповых конфликтов. В качестве одного из механизмов преодоления подобных вызовов рассматривается создание инклюзивной и безопасной школьной среды, способствующей регуляции проявления разных стратегий взаимодействия (кооперация и конкуренция) среди учащихся.
Целью исследования (n=604) стало изучение школьных факторов готовности к межэтническому взаимодействию в межстрановой сравнительной перспективе с изучением медиационной роли кооперации и конкуренции.
На первом этапе был проведен сетевой анализ. Было найдено, что в поликультурных классах России увеличение этнического разнообразия связано с меньшей гомофилией (склонность взаимодействовать с представителями своей группы) у русских школьников и большей — у таджикских. Рост разнообразия был взаимосвязан с уменьшением гомофилии у русских школьников в Таджикистане. На втором этапе был выявлен универсальный характер взаимосвязи межкультурного климата со стратегиями взаимодействия.
Результаты интерпретируются в рамках гипотезы межгруппового контакта, теории реалистического конфликта, теории социальной идентичности и эмпирических исследований в области социального взаимодействия. Делается вывод о важности учета межкультурного климата школ, этнического состава классов и социально-психологических установок школьников при формировании инклюзивной школьной среды, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и снижения напряженности.