• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура имеет значение: «Школьный климат и межгрупповое взаимодействие в поликультурных школах России и Таджикистана: роль стратегий кооперации и конкуренции»

Уважаемые коллеги!

Центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ

приглашает Вас на серию научных семинаров «Культура имеет значение».

 

В рамках данного семинара выступит

 

 

Азхария Мухамадовна Каримова    

 

младший научный сотрудник, 

аспирант Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ, 

преподаватель, Департамент психологии, 

Факультет социальных наук, НИУ ВШЭ 

 

 

 

 с докладом на тему:

«Школьный климат и межгрупповое взаимодействие в поликультурных школах России и Таджикистана: 

роль стратегий кооперации и конкуренции»

 

Семинар состоится 23 июня 2025 года в 10:00 в дистанционном формате на платформе Zoom.  

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию 

https://forms.yandex.ru/u/6851825002848f2c33b0ed0c/

Рабочий язык – русский

 

Резюме

Поликультурность современной образовательной среды, характерная как для международного, так и для российского контекста, предоставляет возможности для формирования толерантного общества, но одновременно несёт риски межгрупповых конфликтов. В качестве одного из механизмов преодоления подобных вызовов рассматривается создание инклюзивной и безопасной школьной среды, способствующей регуляции проявления разных стратегий взаимодействия (кооперация и конкуренция) среди учащихся. 

Целью исследования (n=604) стало изучение школьных факторов готовности к межэтническому взаимодействию в межстрановой сравнительной перспективе с изучением медиационной роли кооперации и конкуренции. 

На первом этапе был проведен сетевой анализ. Было найдено, что в поликультурных классах России увеличение этнического разнообразия связано с меньшей гомофилией (склонность взаимодействовать с представителями своей группы) у русских школьников и большей — у таджикских. Рост разнообразия был взаимосвязан с уменьшением гомофилии у русских школьников в Таджикистане. На втором этапе был выявлен универсальный характер взаимосвязи межкультурного климата со стратегиями взаимодействия. 

Результаты интерпретируются в рамках гипотезы межгруппового контакта, теории реалистического конфликта, теории социальной идентичности и эмпирических исследований в области социального взаимодействия. Делается вывод о важности учета межкультурного климата школ, этнического состава классов и социально-психологических установок школьников при формировании инклюзивной школьной среды, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и снижения напряженности.

Добавить в календарь