• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Структурные модели поведения в экспериментах

13 марта в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступил А. В. Белянин, Ph.D., заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ. 


А. В. Белянин прочел ознакомительную лекцию, в которой рассказал о возможностях применения структурных моделей (Structural Equation Modeling) в психологических экспериментах.

Структурные модели описывают взаимодействия объектов (таких как ученики, школы, фирмы) как выбор из установленного набора стратегий, доступных объекту. Доступные в модели стратегии формулируются исследователем исходя из его/ее теоретических представлений.

Структурные модели позволяют четко сформулировать поведенческую гипотезу, формализовать ее посредством математической модели, и проверить ее. Недостатком подхода является построение эксперимента «от теории» - неправильно сформулированная или слишком сложная модель не даст правильного решения. Этим структурные модели отличаются от приведенных, строящихся «от данных» и исследующих статистические зависимости (сравнение средних, анализ вариации, регрессии).

В завершение лекции А. В. Белянин привел два примера экспериментальных исследований поведения с помощью SEM. В эксперименте Adreoni-Miller оценивалась просоциальные предпочтения в «диктаторских» играх. В таких играх одному из игроков предлагается единолично принять решение о распределении финансовой награды между собой и вторым участником. В стандартном «экономическом» представлении игрок-диктатор должен забирать себе все, однако на практике «диктаторы» забирают себе лишь 70-80%. С помощью структурной модели, оценивающей альтруистичность игрока и цену альтруистичного поведения, удалось смоделировать поведение участников эксперимента.

Второе исследование (Capellan et al., 2007) оценивает стандарты честности испытуемых. Игрокам-«инвесторам» предлагается разделить друг с другом общий доход. Модель предполагает три стратегии, соответствующие разным идеалам честности: эгалитаристскому (поровну), либертарианскому (заработанное мной - мое) и либерально-эгалитаристскому (пропорционально взносу). Решение модели позволяет описать поведение участников исходя из вклада, дохода, важности честности и идеала честности.

Владимир Понизовский