Корреляционное исследование влияния генетических и внешних факторов на проблемы детей в межличностном общении
10 апреля в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступил Ариэль Кнафо, профессор Еврейского Университета Иерусалима, Израиль.
А. Кнафо представил свою работу, посвященную роли генетических факторов и факторов среды на проблемы в межличностном общении. Связь между генетическими факторами и межличностным общением была проедмонстрирована в более ранних исследованиях (Boivin; Benish-Weisman; Steinberg & Knafo). В своем исследовании Кнафо проверил гипотезу, согласно которой медиатором связи между генами и проблемами в межличностном общении может выступать темперамент. В лонгитюдном исследовании приняли участие 268 пар однояйцевых и 526 пар разнояйцевых близнецов. Тестирование, включавшее измерение проблем в общении и темперамента, проводилось три раза: когда испытуемым было 3, 5 и 6 лет. Анализ данных показал, что проблемы в общении становятся менее выраженными с возрастом, и что на эти проблемы влияют как генетические факторы, так и факторы среды (оценки межличностных проблем в парах однояйцевых близнецов коррелировали сильнее, чем в парах разнояйцевых близнецов). При этом, влияние общих факторов среды уменьшалось со временем – наиболее выражено оно было у 3-х летних детей, а к 6-ти годам практически не наблюдалось. Проблемы в межличностном общении значительно коррелировали с показателями темперамента испытуемых: положительно с негативной эмоциональностью и застенчивостью и отрицательно с общительностью и активностью. Данные о темпераменте, полученные у трехлетних детей, давали возможность предсказать проблемы в межличностном общении в возрасте 6 лет. По данным исследования была построена структурная модель, объясняющая различия в уровне межличностных проблем через генетические факторы, влияющие на поведение ребенка, которое, в свою очередь, вызывает ответную реакцию сверстников. Таким образом, исследование предоставило поддержку гипотезе о том, что влияние генетических факторов на проблемы в межличностном общении модерируется темпераментом ребенка.