Обзор текущих трендов по развитию лидеров будущего: кросс-культурные исследования лидерства
23 сентября состоялся очередной семинар Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований «Культура имеет значение». В рамках данного семинара с докладом «Развитие лидеров будущего сегодня с позиций Китая, Индии, Сингапура и США» выступила Мина Сьюри Уилсон (PhD, Senior Enterprise Associate, CCL), представитель исследовательской команды международной консалтинговой компании CCL (Center for Creative Leadership – Центр креативного лидерства), известной во всем мире своими программами по развитию лидерства. Также на семинаре небольшой доклад сделала другой сотрудник Центра – Регина Экерт (PhD, Senior Research Associate, CCL EMEA). Ее тема также была связана с кросс-культурной психологией: «The Importance of Expectation-Perception Fit for Leadership Effectiveness across Cultures».
Мина Сьюри Уилсон сделала доклад «Развитие лидеров будущего сегодня с позиций Китая, Индии, Сингапура и США». Главный тезис доклада – лидерству обучаются на опыте. Мина рассказала о своей книге “Developing Tomorrow’s Leaders Today: Insights from Corporate India”. Она представляла концепцию базовых пяти элементов, из которых складывается лидерский опыт: руководители предприятий и топ-менеджеры, разворот, увеличенный объем работы, движение в горизонтальной плоскости, новые начинания. Как показали исследования, кросс-культурные различия проявляются в дополнительных элементах: так, для США этими дополнительными элементами являются ошибки и этические вопросы, для Китая – личный опыт и ошибки, для Сингапура – обязательства заинтересованных сторон, кризис, для Индии – личный опыт, пересечение культур.
CCL строит свое обучение на принципе, что лидерству можно научиться, и обучение должно базироваться на анализе отдельных моментов прошлого опыта и усвоении уроков из него. Для иллюстрации данного положения Мина предложила участникам семинара небольшое упражнение “Experience Explorer”, разработанное Центром креативного лидерства. Из множества карточек участнику нужно выбрать ту, на которой написан наиболее значимый для него эпизод из карьеры (например, смена работы, опыт наставничества и т.п.), и в течение 5 минут поделиться своим опытом с другими участниками группы и выслушать их. Такой живой «обмен значимым опытом» дает возможность расширить свое понимание лидерства.
Регина Экерт изложила результаты кросс-культурного исследования восприятия лидера. В исследовании использовались данные 502 прямых отчетов о 159 лидерах из 64 стран. Представления о том, каким должен быть эффективный лидер, глубоко укоренены в умах людей и связаны с ценностями культуры. Выделяют культурно-универсальные и культурно-специфичные черты лидера. К культурно-универсальным относятся представления о лидере как о человеке, обладающем харизмой и ориентированном на команду. Такие измерения, как иерархичность и автономность, относятся к культурно-специфичным, т.е. они важны не во всех культурах. Регина Экерт делает вывод о том, что нет универсального рецепта глобального лидерства, однако такие качества, как харизматичность, умение работать в команде и способность отвечать ожиданиям других необходимы каждому человеку, стремящемуся к лидерству.
Ольга Павленко
Стажер-исследователь