• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межкультурные различия в понимании справедливости

22 декабря состоялся последний в 2011 г. научный семинар лаборатории, на котором выступила Ольга Гулевич c докладом «Обыденное понимание справедливости: межкультурные различия».

Несмотря на кажущуюся целостность справедливости, психологи понимают этот феномен как неоднородный. Выделяют четыре основных типа справедливости: информационную (честность, ясность, полнота, своевременность, индивидуализированность объяснений), межличностную (вежливость, уважение), процедурную (контроль за процессом, контроль за результатом и коррекция, нейтрализация предубеждений, равенство прав) и дистрибутивную(беспристрастность, распределение по усилиям, способностям, знаниям/навыкам).

Ольга Гулевич рассказала об отличиях понимания справедливости в разных странах. Согласно исследованиям, справедливость для россиян сводится к дистрибутивному (распределительному) компоненту, тогда как в США и Западной Европе очень большую роль играет также процедурная справедливость, которая заключается в соблюдении прав. В нашей стране равноправие практически не отличают от равенства, а справедливость воспринимается в большей степени как воздаяние за содеянное (в позитивном и негативном ключе).

Докладчик рассказала о своих собственных исследованиях, проведенных в рамках проектов МНУЛ СКИ. В первом из них, в котором изучалась организационная справедливость, приняло участие 627 респондентов. В качестве метода исследования выступила оценка справедливости применения четырех норм (беспристрастность, усилия, потребности, равенство) при распределении между сотрудниками организации премий за выполненную работу и социальных льгот. Подтвердилась гипотеза исследования о том, что наиболее справедливой признано норма беспристрастности. Также были выявлены значимые различия между восприятием справедливости русских и представителей народов Кавказа.

В другом исследовании Ольги Гулевич, целью которого была оценка справедливости взаимодействия, приняли участие 330 сотрудников российских организаций и студентов, проживающих в пяти федеральных округах России. Была использована адаптированная методика Дж. Колкитта, включающая 20 утверждений, а также общая оценка справедливости. Респондентами оценивались значимые решения их руководства по отношению к ним (прием на работу, аттестация, перевод, вознаграждение, увольнение и т.д.). Также было проведено кросс-культурное сопоставление: для русских наиболее важными нормами справедливости послужили дифферецирующая и межличностная справедливость, для ингушей же наиболее важным компонентом выступила информационная справедливость.

После доклада состоялось активное обсуждение социально-психологических аспектов справедливости, в частности, были отмечены культурные сдвиги по отношению к справедливости в нашей стране. Так, было отмечено, что все больший вес в нашем обществе приобретает именно процедурная справедливость, т.е. внимание к соблюдению прописанных процедур и правил, а также к соблюдению прав личности.  Презентация.ppt

Ольга Павленко