• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология социального капитала поликультурного общества

19 января состоялся первый в этом году научный семинар из серии «Культура имеет значение». С докладом «Психология социального капитала поликультурного общества» выступил ведущий научный сотрудник МНУЛ социокультурных исследований А.Н. Татарко.

Понятие «социальный капитал» появилось в социальной психологии относительно недавно. Актуальность его исследования обусловлена тем, что социальный капитал позволяет создать ту среду, в которой человеческий капитал может быть реализован в полной мере. Социальный и человеческий капиталы являются основными ресурсами для развития несырьевых экономик. Поэтому вопросы, связанные с изучением механизмов его формирования, факторов, оказывающих влияние на него, а также механизмов его функционирования или влияния на экономическое поведение людей, являются чрезвычайно актуальными для сегодняшней России, где показатели социального капитала остаются низкими по сравнению со многими другими развитыми странами.

Социальный капитал поликультурного общества определяется как системный социально-психологический ресурс, принадлежащий внутригрупповым и межгрупповым отношениям, способный увеличить продуктивность целенаправленных действий групп (в том числе и этнических), не приводя к нарушению баланса всей социальной системы. Психологическая структура социального капитала включает в себя следующие элементы: генерализованное (общее) доверие и институциональное доверие; гражданская идентичность, которая оценивается по двум направлениям: валентность (эмоциональный компонент) и выраженность (когнитивный компонент); нормы толерантности, как базовые нормы взаимоотношений в поликультурном обществе, включающие в себя толерантное отношение к представителям иноэтнических групп и иноконфессиональных групп; «воспринимаемый» социальный капитал, т.е. оценка, приписывание индивидом окружающим его людям взаимной поддержки и равноправия.

Социальный капитал связан с экономическим развитием: наличие социального капитала способствует экономическому росту, увеличению доли инвестиций в ВВП, способствует снижению неравенства в доходах. Влияние социального капитала на экономику является не прямым, а опосредованным социально-психологическими явлениями, такими как установки и представления личности и группы. Установки и представления являются социально-психологическими факторами, регулирующими поведение людей, и в частности экономическое поведение. Экономическое поведение в свою очередь сопряжено с экономической активностью граждан и во многом (наряду с иными объективными экономическими факторами) влияет на экономику. Социальный капитал также положительно влияет на психическое и физическое здоровье людей: отрицательно связан с частотой курения, снижает уровень депрессии.

Существуют межкультурные различия в выраженности компонентов психологической структуры социального капитала. Различия наблюдаются не только между странами, но между этническими группами внутри одной страны, т.е. социальный капитал поликультурного общества является неоднородным. Приписывание социального капитала ближайшему социальному окружению является примерно одинаковым во всех этнических группах. Значительные различия наблюдаются при приписывании уровня социального капитала институциональной сфере общества. Представители разных этнических групп приписывают значительно различающийся уровень социального капитала одним и тем же социальным институтам.

В исследованиях А.Н. Татарко показано, что социальный капитал влияет на монетарные аттитюды, связан со многими социально-экономическими представлениями. Результаты исследований показывают, что системообразующим фактором социального капитала российского поликультурного общества является гражданская идентичность. Однако эти результаты справедливы, прежде всего, для этнического большинства, в данном случае, для русских. Характеристики гражданской идентичности русских имеют наибольшее количество взаимосвязей с социально-экономическими установками, представлениями, отношениями к экономическим реалиям. Данная закономерность проявила себя в различных выборках русских, опрошенных в промежутке с 2005 по 2011 года, в течение которого было проведено 6 срезов исследований.

 

Ольга Павленко

Стажер-исследователь

  Презентация