• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы налаживания конструктивного межкультурного диалога на Северном Кавказе

20 декабря в рамках семинара «Культура имеет значение» выступила Виктория Галяпина, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, с докладом «Методы налаживания конструктивного межкультурного диалога на Северном Кавказе».

Северо-Кавказский федеральный округ отличается сложным, разнообразным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обусловливает прямую зависимость состояния общественно-политической обстановки от ситуации в сфере межнациональных отношений. Современная общественно-политическая и этнополитическая обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе  характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом.
В.Н. Галяпина рассказала о ряде исследований, в которых она принимала участие в качестве руководителя или исполнителя проекта, направленных на снижение напряженности между этническими группами. Это исследование доверия между сотрудниками ОВД и молодыми членами общественных организаций; исследование проблемы домашнего насилия в группах старшеклассников и студентов; изучение исламского образования на Северном Кавказе. Исследователи отмечают, что религия на Северном Кавказе начинает играть большую роль не только в воспитании подрастающего поколения, но в социальной и личной жизни каждого человека, а также в политических, государственных отношениях. Также была выявлена высокая актуальность проблемы семейного насилия, особенно по отношению к женщинам, на Северном Кавказе. Молодое поколение показывает свою готовность обращаться в таких случаях к специалистам-психологам и к сотрудникам общественных организаций.
Были перечислены принципы, используемые при разработке форм, методов налаживания эффективного межкультурного диалога. Это наличие общей цели для этнических групп, создание ситуации взаимозависимости, равный статус групп, дружеская обстановка, налаживание неформальных контактов между членами группы, создание условий для поддержания норм равенства. Содержание проектов было ориентировано на снижение межгруппового сравнения, стереотипизации, негативных чувств, связанных с групповой принадлежностью, и межгрупповым взаимодействием. Исследователи исходили из того, что формирование этнической толерантности взаимосвязано с позитивной этнической идентичностью и общей надэтнической идентичностью на основе «пересекающегося» членства в группе. Использовались следующие методы: совместное профессиональное обучение и повышение квалификации; совместная межрегиональная деятельность, встречи, мероприятия; социальное проектирование; тренинги этнической толерантности и эффективного разрешения конфликтов; методы арт-терапии; форум-театр; создание сетей; создание совместного сайта.
В рамках семинара В.Н. Галяпина рассказала о многочисленных проектах на Северном Кавказе, в которых успешно применялись обозначенные методы. Данные проекты направлены на развитие потенциала институтов образования (прежде всего школ) в сфере формирования этнокультурной компетентности и этнической толерантности, повышение профессиональной компетенции психологов подразделений ОВД, развитие горизонтальных профессиональных межкультурных контактов. В рамках проектов проводились тренинги этнической толерантности и этнокультурной компетентности; педагоги занимались формированием между детьми Северного Кавказа конструктивного межкультурного диалога, позитивного отношения к себе и к другим посредством творческой деятельности.
Методы налаживания конструктивного межкультурного диалога на Северном Кавказе
 

Ольга Павленко