• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая психология

С 24 по 26 сентября на базе Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований состоялся курс повышения квалификации «Экономическая психология» (“Economic Psychology ”). Данный курс проходил в рамках программы повышения квалификации «Современные теории и методология в социальных науках» («Advanced theory and methodology in social sciences»).

Преподавателями курса были Марсель Зееленберг, PhD, руководитель департамента Социальной психологии в университете Тилбурга, и Сегер Брёйгельманс, PhD, профессор университета Тилбурга (Нидерланды). Слушателями курса были сотрудники МНУЛ СКИ, преподаватели кафедры организационной психологии, сотрудники других факультетов НИУ ВШЭ и студенты магистерской программы «Прикладная социальная психология». В качестве вольных слушателей занятия посещали студенты магистерской программы «Психология в бизнесе».

Экономическая психология родилась на стыке двух дисциплин – экономики и психологии. В ней изучаются вопросы экономического поведения людей и исследуются пути воздействия экономических факторов на жизнь общества.  Лекторы представили в своем курсе пять тематических блоков с целью донести до слушателей основы экономической психологии и научить аудиторию принимать во внимание экономические реалии в изучении поведения индивидов.

Первый блок был посвящен представлениям о рациональном поведении в экономике. Данная традиция берет свое начало с трудов Адама Смита и его понимания «экономически рационального человека». В классической экономической теории предполагается, что рационально мыслящий человек обладает стабильными предпочтениями, движим личными интересами (жадность), обладает неограниченной силой воли и полной информацией о рынке. При этом абсолютно не учитывается роль эмоций и не рассматриваются вопросы справедливости. М. Зееленберг и С. Брейгельманс привели примеры исследований, доказывающих несостоятельность теории «экономически рационального человека».

В следующем блоке преподаватели рассмотрели вопросы оценивания убытков и прибыли в зависимости от различных условий. Вместе с аудиторией они проделали несколько упражнений и разобрали полученные результаты с точки зрения теории перспектив (Prospect Theory; Daniel Kahneman&Amos Tversky, 1979). Также лекторы представили теорию «ментального подсчитывания» Р. Талера (Mental accounting; R. Thaler, 1980). Согласно его теории каждый человек мысленно ведет как бы несколько счетов, каждый из которых создан под определенную цель. Доказано, что люди предпочитают разделять полученную прибыль (это делает их счастливее) и объединять потери (уменьшает фрустрацию).

Третий блок был посвящен теме гипервыбора (hyperchoice). Основной исследовательский вопрос здесь: большой выбор – это хорошо или плохо? Исследователи считают, что чем меньше, тем лучше. В качестве доказательства М.Зееленберг и С. Брёйгельманс привели исследования покупательского намерения (чем больше были возможности выбора, тем меньше люди покупают).

Следующие блоки были посвящены проблеме справедливости экономического поведения, развитию ориентации на социальную значимость (просоциальность и эгоистичность), рассмотрению феномена альтруизма, а также роли эмоций при принятии решений. Преподаватели привели примеры теоретических подходов и исследований, опровергающих постулаты классической экономической теории о полной рациональности и беспристрастности выбора.

Анна Липатова