Взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с их психологическим благополучием
27 октября 2009 года состоялось очередное заседание совместного аспирантского семинара Лаборатории социально-психологических исследований и кафедры организационной психологии. С докладом « Взаимосвязь стратегий адаптации мигрантов с их психологическим благополучием » выступила Зарина Лепшокова (Боттаева), аспирант второго года обучения, пишущая диссертацию под научным руководством А.Н. Татарко.
В своей работе Зарина опиралась на теорию аккультурации и психологической адаптации Дж. У. Берри. Согласно Берри, для успешной аккультурации важны как стратегии, которые используют сами мигранты, так и стратегии, которые характерны для общества, которое этих мигрантов принимает. Ученый описал 4 типа стратегий аккультурации для каждой из сторон. Принимающее население может использовать стратегии исключения, сегрегации, «плавильного котла» или мультикультурализма. Одновременно с этим мигранты руководствуются стратегиями интеграции, маргинализации, ассимиляции или сепарации. Берри установил, что эти стратегии в разной степени способствуют успешной аккультурации. Изучая взаимосвязь этих стратегий с результатами аккультурации, Зарина опросила четыре группы россиян: в Москве респондентами были этнические балкарцы-мигранты и русские как принимающее население, в Кабардино-Балкарии – этнические русские, переселившиеся в республику из других регионов, и принимающие их балкарцы. Участникам семинара были представлены результаты регрессионного анализа и анализа корреляций. Зарина отметила несколько самых важных и интересных результатов. Во-первых, такие стратегии, как маргинализация и ассимиляция, отрицательно влияют на уровень удовлетворенности собой, а стратегия интеграции, наоборот, влияет на этот показатель положительно. Во-вторых, исследование показало, что московские мигранты из Кабардино-Балкарии ощущают большую психологическую безопасность, чем этнические русские в Москве. Зарина связывает это с тем, что Москва дает мигрантам то, за чем они приезжают: возможность самореализации. При этом у русских в Москве отмечается высокий уровень депрессии и тревожности. Во-вторых, был получен несколько «неклассический» результат: мигранты-балкарцы не ощущают так называемый «стресс аккультурации». Это может объясняться тем, что они вырываются из среды, которая их не устраивает. Возможно, в Кабардино-Балкарии их самореализацию сдерживали такие характеристики культуры, как клановость и иерархичность.
Зарина планирует продолжить работу, исследуя подобным образом аккультурацию чеченцев в Москве и этнических русских в Чечне. Доклад завершился серией комментариев участников семинара, которые в ходе дискуссии предложили несколько ценных интерпретаций полученных результатов.
Вероника Вьюшина,
сотрудник Лаборатории социально-психологических исследований