• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Динамика профессионального самоопределения личности

17 ноября 2009 года состоялось очередное заседание совместного аспирантского семинара Лаборатории социально-психологических исследований и кафедры организационной психологии. С докладом  «Динамика профессионального самоопределения личности»  выступила Анастасия Бугаенко (Степанищева), аспирант второго года обучения, пишущая диссертацию под научным руководством Н.Л. Ивановой.

В докладе Анастасии были представлены результаты пилотажного исследования динамики профессионального самоопределения бизнесменов в условиях ликвидации компании. Методологическую и теоретическую основу исследования составили концепции профессионального развития субъекта труда (Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер), концепции профессионального самоопределения молодежи, системогенетический подход к изучению профессиональной деятельности и подход Н.Л. Ивановой и В.В. Новикова, согласно которому самоопределение выступает как процесс конструирования и трансформации социальной идентичности. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить процесс изменения профессионального самоопределения личности в условиях изменения жизнедеятельности компании: от благополучного существования компании вплоть до ее ликвидации в связи с последствиями финансового кризиса. Выборка для пилотажного исследования составила 27 человек (5 топ-менеджеров и 22 менеджера среднего звена); к основному диссертационному исследованию планируется привлечь еще 58 предпринимателей и топ-менеджеров и 144 менеджера среднего звена. Пилотажное исследование проводилось в двух коммерческих компаниях, занимавшихся розничными продажами.Для исследования были использованы разнообразные методики, как качественные, так и количественные. В их числе тест двадцати утверждений на самоотношение (методика «Кто я?»), наблюдение, анкетирование, анализ документации, результатов и продуктов профессиональной деятельности, определение жизненных ценностей личности (Must-тест), методика незаконченных предложений и нестандартизированное интервью, которое, по словам Анастасии, дало наиболее ценные результаты. Некоторые из методик вызвали сомнения и вопросы у участников семинара, были внесены предложения по их модификации в связи с целями исследования.Было выявлено, что в ситуации угрозы компании менеджеры склонны более рефлексивно реагировать на возникающие затруднения, т.е. перед ними встает вопрос об их профессиональной компетентности, происходит анализ ошибок, допущенных в ходе работы, а также растет мотивация на преодоление трудностей и на поддержание собственной самооценки. Достаточно очевидно также то, что в ситуации ликвидации компании происходит переосмысление профессионального самоопределения менеджеров высшего и среднего звена на личностном уровне. Во время подготовки компании к ликвидации стратегическое и тактическое самоопределение менеджеров уступает самоопределению низшего уровня – ситуативного, т.к. менеджеры вынуждены оперативно реагировать на поступающие задания по ликвидации. Тем не менее, остается определенный процент топ-менеджеров, которые смотрят в будущее компании и строят планы по ее реорганизации или открытию нового бизнеса, демонстрируя тем самым стратегическое самоопределение. С помощью опроса было выявлено, что большинство представителей компании знают, чем будут заниматься после ликвидации компании. Однако некоторые бизнесмены сильно разочаровались в своей профессии, почувствовали свой крах как профессионалов (особенно это касается людей старшего поколения), и намерены сменить свою профессиональную и жизненную траекторию.

В ходе обсуждения доклада были внесены некоторые ценные предложения для дальнейшего исследования. Было предложено конкретизировать цель, объект и предмет исследования, делая упор на выявление характеристик изменения профессионального самоопределения личности. Н.М. Лебедева предложила перейти в русло ситуационного подхода и обратить большее внимание на реакцию бизнесменов на кризис. После небольшой дискуссии о понятиях «менеджер», «бизнесмен», «управленец» было предложено уточнить у респондентов то, к какой профессии они себя относят и каковы их профессиональные интересы. Также Анастасии посоветовали держать связь с этими людьми и продолжать с ними сотрудничать, исследуя их профессиональное самоопределение после кризиса.

Ольга Павленко,
сотрудник Лаборатории социально-психологических исследований