Аккультурация: прошлое, настоящее и будущее
29 апреля в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступил Джон Берри, профессор Университета Куинс, Канада, и сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований.
Джон Берри, основатель теории аккультурации, посвятивший ее разработке более 40 лет, рассказал о возникновении и эволюции своего теоретического подхода.
В первой части своей презентации Берри рассказал об общей теории аккультурации и теории стратегий аккультурации. Общая теория аккультурации представляет собой модель, объединяющей культурные и психологические факторы, вовлеченные в процесс аккультурации. Согласно этой модели, на процесс аккультурации влияют такие культурные факторы, как свойства групп до контакта, характер межкультурных отношений и культурные изменения, последовавшие за контактом. Психологические факторы, используемые в модели, включают в себя поведенческие изменения, аккультурационный стресс, психологическую и социальную адаптацию. Теория стратегий аккультурации обращает особое внимание на поведение участников межкультурного контакта, и стремится предсказать долгосрочные последствия межкультурного контакта на основании поведенческих стратегий, выбранных участниками аккультурационного процесса.
Во второй части лекции Берри перечислил девять основных выводов, сделанных исследователями, работавшими в русле теории аккультурации: 1) аккультурационные стратегии меньшинств, как правило, имеют два параметра: отношение к традиционной культуре и отношение к культуре принимающего сообщества, в то время как для принимающего сообщества важен только один параметр, мультикультурная идеология 2) принятие новой культуры, адаптация к новой культуре и контакт с новой культурой – это разные вещи, и формулировки вопросов в опросниках влияют на их результаты; 3) в современных мультикультурных сообществах процесс аккультурации часто включает в себя более, чем две культурные группы; 4) существует три способа измерения аккультурационных стратегий, каждый со своими достоинствами и недостатками: четырехшкальное, двухшкальное, и с помощью коротких историй; 5) аккультурационный процесс проходит по-разному в различных сферах жизни (личное общение, еда, язык, работа, и т.д.); 6) глобализация не приводит к исчезновению культур – есть свидетельства и того, что глобализация способствует культурному разнообразию; 7) аккультурационная стратегия интеграции способствует более успешной адаптации – возможно, благодаря большему социальному капиталу; 8) в области существует потребность в сравнительных исследованиях, где одна группа исследуется в различных аккультурационных контекстах или различные группы исследуются в общем аккультурационном контексте; 9) существует потребность в лонгитюдных исследованиях, рассматривающих процесс аккультурации во времени.