Влияние ценностей на социо-политические аттитюды в 15 странах мира
16 сентября в рамках научного семинара “Культура имеет значение” выступил Шалом Хилел Шварц, профессор Еврейского Университета в Иерусалиме, научный руководитель МНУЛ СКИ и автор одной из самых распространенных современных теорий ценностей (Schwartz 1992, 1994).
Шалом Х. Шварц выступил с докладом “Влияние ценностей на социо-политические аттитюды в 15 странах мира”. Согласно популярной социологической точке зрения, только интеллектуальное меньшинство обладает внутренне непротиворечивыми политическими взглядами, т.е. примерно 1-10% всего населения, в то время как большинство формирует политические аттитюды под воздействием ситуативных, независимых друг от друга факторов (Converse, 1964). Косвенно подтверждает эту точку зрения тот факт, что до сих пор не были описаны предикторы, общие для всех политических аттитюдов. В своем докладе Ш. Шварц представил исследование, в котором была проверена гипотеза о том, что личные ценности являются организующим принципом в формировании политических аттитюдов.
В исследовании приняли участие жители 15-ти стран, средний размер выборки составил 567 человек на страну. Участники заполняли опросник PVQ, измеряющий личные ценности, а также опросник по политическим аттитюдам, включавшим отношение к традиционной морали, патриотизму, закону, свободному предпринимательству, гражданским свободам, военным интервенциям и к иммигрантам. Полученные данные подтвердили влияние ценностей на все перечисленные аттитюды. Процент объясненной дисперсии для различных аттитюдов составил от 6 до 39% (ср. демографические факторы, такие как возраст, уровень образования, пол и доход объяснили от 1 до 10% дисперсии).
Гипотеза Конверса не подтвердилась: несмотря на то, что для образованных респондентов процент объясненной дисперсии действительно оказался выше, чем для остальных, политические аттитюды большинства также определялись личными ценностями (12 – 34% объясненной дисперсии для респондентов с высшим образованием, 8 – 28% для респондентов без высшего образования).