• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практические применения теории ценностей Шварца

30 сентября – 1 октября Евгений Тартаковский (Университет Тель-Авива, Израиль) прочитал цикл лекций, посвященных практическому применению теории ценностей Шварца.

В своих лекциях Тартаковский рассказал о достоинствах и недостатках ценностной теории Шварца и об областях, в которых она применяется: исследования мотивации, установок, ценностно-обусловленного поведения, кросс-культурные исследования и исследования изменений ценностей. Во второй части курса Тартаковский представил три собственных работы, основанных на методике Шварца. 

Первое исследование было посвящено идентификации, ценностям и культурным поведениям палестинцев в Израиле. В исследовании приняли участие 122 человека, участники заполнили опросник личных ценностей, идентификации как палестинца/израильтянина, а также культурного поведения, таких как использование арабского/иврита, круг общения, потребление одежды, еды и СМИ. Результаты показали, что личные ценности являются значимым предиктором идентификации и культурно-обусловленного поведения, объясняя около 30% дисперсии (по сравнению с 10%, объясняемыми социо-демографическими характеристиками). 

Во втором исследовании Тартаковский использовал методику Шварца для сравнения личностных ценностей банковских служащих и представителей других профессий. Собранные данные подтвердили гипотезу о том, что у банковских служащих более выражены ценности конформизма, власти и гедонизма, и менее выражены ценности благожелательности и универсализма, причем данный эффект наиболее выражен среди высокопоставленных сотрудников банков. Кроме того, ценности благожелательности отрицательно связаны с мотивацией к работе, а ценности достижения и власти – положительно.

В третьем исследовании личные ценности использовались для объяснения иммиграционных намерений. В исследовании приняли участие 143 еврейских студента, собирающихся иммигрировать из России в Израиль. Тартаковский выделил три группы мотиваций к иммиграции: сохранение (страх антисемитизма и межнациональных конфликтов, сохранение семьи), развитие (интерес к другим культурам, поиск академических возможностей, новых впечатлений) и материализм (желание повысить уровень жизни, поиск работы). Полученные корреляции между личными ценностями и типом мотивации к иммиграции соответствовали авторской гипотезе: материалистические цели положительно коррелировали с ценностями самоутверждения и отрицательно – с ценностями самопреодоления; мотивация сохранения положительно коррелировала с ценностями консерватизма и отрицательно – с ценностями открытости изменениям; мотивация развития – положительно с ценностями открытости изменениям и отрицательно – с ценностями консерватизма.