• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Баланс между «думать» и «делать»

26 января прошло первое в 2010 г. заседание аспирантского семинара Лаборатории социально-психологических исследований совместно с кафедрой организационной психологии. С докладом «Стиль рефлексии руководителя и особенности целеобразования в управленческой деятельности» выступила аспирант кафедры организационной психологии Ольга Гремякова (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Т.Ю. Базаров) .

В своем диссертационном исследовании Ольга намерена изучить механизм связи процесса целеобразования в управленческой деятельности со стилями рефлексии руководителя. Проблема исследования происходит из практического запроса и имеет две стороны: необходимость развития способности руководителей к сбалансированию процессов рефлексии и принятия решений (баланс между «думать» и «делать») и необходимость диагностики и учета стиля рефлексии и особенностей целеобразования при отборе и обучении управленческих кадров. Таким образом, с практической точки зрения, значение работы может состоять в создании инструментов диагностики стиля рефлексии руководителя и формулировании рекомендаций по развивающему обучению для руководителей.

Гипотезой исследования является положение о том, что стиль рефлексии руководителя связан с особенностями протекания всех этапов процесса целеобразования. Целеобразование является наиболее творческим, гибким звеном структуры мыслительной деятельности человека. Согласно представлениям О.К. Тихомирова, процессы целеобразования связаны со многими составляющими индивидуальной деятельности, в том числе мотивацией, эмоциями, волей, психическим отражением будущих результатов. Целеобразование может выступать в форме процесса, действия или деятельности – и на каком аспекте остановиться в своем диссертационном исследовании, Ольге еще предстоит решить. Рефлексия является другим основным понятием, используемом в исследовании, и также представляет собой сложное комплексное явление, которое предстоит уточнить и операционализировать применительно к объекту исследования. Под стилями рефлексии в исследовании будет пониматься доминирующий вид рефлексии у человека – ретроспективный, текущий или перспективный.

В процессе обсуждения доклада были подняты различные вопросы, касающиеся соотношения целеобразования и рефлексии. На вопрос о том, может ли быть целеобразование без рефлексии, Ольга ответила отрицательно, предположив при этом, что могут отсутствовать какие-либо компоненты рефлексии, или же будет присутствовать рефлексия в «свернутом виде», например, в условиях цейтнота. Предполагается, что несбалансированное соотношение целеобразования и рефлексии, т.е. слишком слабое или слишком сильное сопровождение рефлексией процесса целеобразования у руководителя, может привести к ошибкам в принятии решений и неэффективной деятельности. Наиболее же эффективные решения принимаются тогда, когда «рефлексия есть, но ее не слишком много». Разговор о принятии решений натолкнул дискуссантов на мысль о том, что, возможно, стоит сузить проблему данного исследования и рассмотреть связи рефлексии с процессом принятия решения, т.к. принятие решения является лишь одной из сторон целеобразования.

В докладе был также затронут вопрос о стратегии эмпирического исследования. Предполагается создать опросник, выявляющий стиль рефлексии и индивидуальные особенности протекания процесса целеобразования, и провести фокусированное полуструктурированное интервью, проясняющее установленные в опросниках связи. Важной частью эмпирического исследования будет диагностическая деловая игра, направленная на изучение процессов целеобразования и рефлексии. По завершении этапа сбора информации исследователь планирует создать обучающую деловую игру и сформулировать индивидуальные рекомендации для руководителей. Интересным дополнением к эмпирической части исследования, предложенным Лебедевой Н.М., может быть метод кейса, или ситуационный подход, предполагающий разработку сценариев поведения руководителей, которые будут затем оцениваться участниками исследования, что поможет выявить их модели принятия решений.

Ольга ПАВЛЕНКО,
стажер-исследователь Лаборатории социально-психологических исследований