• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчетная конференция

16 февраля 2010 года прошла отчетная конференция Лаборатории социально-психологических исследований ГУ-ВШЭ по проекту «Социокультурные факторы экономического развития:разработка нового подхода к исследованию влияния культуры на экономическое поведение»

После вступительного слова руководителя проекта, Надежды Михайловны Лебедевой, были представлены доклады сотрудников Лаборатории, участвовавших в выполнении данного проекта. Котова М.В. и Агадуллина Е.Р. сделали доклад на тему «Апробация методики поведенческих сценариев»(см. презентацию), где были подробно разобраны достоинства и недостатки методики «Сценарии социального и экономического поведения», разработанной коллективом Лаборатории и апробированной впервые в данном проекте. Были представлены результаты факторного анализа по шкалам методики, а также результаты проверки согласованности шкал по разным группам поведенческих сценариев. Эти результаты показали, что есть проблемы со шкальной структурой методики и она нуждается в доработке, чтобы более адекватно оценивать поведенческие установки респондентов. Тем не менее, методика показала интересные результаты, в частности, была выявлена высокая готовность респондентов к изменению поведения, что выразилось в рассогласовании оценок по шкалам «Готовность поступить так же»и «Типичность для российской культуры»по многим ситуациям. Таким образом, данная методика сензитивна к изменениям культуры и может быть использована как инструмент их диагностики.
 
Далее были представлены результаты исследований. Павленко О.Б. выступила с докладом «Сравнение ценностей культуры и оценок поведенческих сценариев у русских и представителей народов Северного Кавказа»(см. презентацию). Результаты кросс-культурного сравнения ценностей культурного и индивидуального уровней по Ш.Шварцу и культурных измерений Р.Инглхарта, в целом, согласуются с представлением о том, что русская культура более модернизированная, а кавказская –более традиционная. Для представителей народов Кавказа важнее ценности традиции и власти, для русских –ценности достижения, принадлежности, иерархии и автономии, а также блок секулярно-рациональных ценностей. У жителей народов Кавказа больше ожиданий со стороны государства, чем у русских респондентов. Что касается сравнения оценок поведенческих сценариев, то данная методика выявила достаточно большие расхождения между оценками по шкалам «готовности»и «типичности», например, русские респонденты считают типичными для своей культуры ситуации иерархических отношений и дачи взяток, однако сами не готовы вести себя подобно героям данных ситуаций. Представители кавказской культуры, в целом, более позитивно оценивают данные ситуации, у них меньше расхождений по шкалам. В целом, методика поведенческих сценариев позволила выявить, что вне зависимости от отношения респондентов к предложенным сценариям социального поведения, их культурные ценности и нормы обуславливают их предполагаемое поведение в социальной ситуации.
 
Вьюшина В.В. представила доклад «Гендерные различия в ценностях»(см. презентацию). Как показало сравнение средних и регрессионный анализ, значимые гендерные различия в предпочтении ценностей индивидуального уровня по Ш.Шварцу не были обнаружены. Возможно, это связано с тем, что гендерные особенности не так ярко проявляются там, где ситуация не основана на гендерном взаимодействии. Также, возможно, на результат повлияли особенности выборки, а именно высокий уровень образования респондентов. Оценки отношения к ситуациям мужчин и женщин также достаточно согласованны. Исследование также показало, что ценности, связанные с теми или иными оценками ситуации, для мужчин и женщин различаются;причем оценки мужчин гораздо менее связаны с их ценностями, чем оценки женщин. При этом предпочтение женщинами ценности традиционализма оказывает значительное влияние на их оценки, и, возможно, поведение.
 
Исаакян С.А. в своем докладе «Возрастные особенности восприятия сценариев социального и экономического поведения»(см. презентацию) рассмотрела третий аспект исследования –сравнение выборки по возрастам. Результаты показали, что для взрослого поколения более свойственен отказ от эгоистических интересов, им свойственно проявление готовности к добровольному самоограничению ради стабильности, защиты порядка и гармонии. Взрослые более склонны к самовыражению в творчестве и к широте взглядов, стремясь активно преобразовать мир или, наоборот, принять и понять его таким, каков он есть. Молодежь же скорее, чем взрослые, стремится заслужить уважение и признание со стороны окружающих, проявляет готовность к творчеству, новизне и изменениям, а также в большей степени стремится к получению удовольствия и позитивного эмоционального опыта через возможное потакание себе. Довольно много различий выявлено в оценках сценариев социального и экономического поведения:например, молодежь более негативно, чем взрослые, оценивают ситуации коррупционного поведения, и в меньшей степени демонстрируют готовность к подобному поведению, что не может не радовать исследователей.
 
Амерханова Н.А. в докладе «Кросс-культурные и возрастные различия в культурных ценностях и социальном капитале»(см. презентацию) подытожила сообщения предыдущих докладчиков. Было отмечено, что у молодежи (до 30 лет) значимо выше ориентация на ценности самостоятельности, стимуляции, гедонизма, власти, она в большей степени открыта изменениям, значимо выше ценит самовыражение и интеллектуальную автономию, креативность и готовность к риску. Индекс инновативности значимо выше в группе молодых испытуемых. У взрослых же (от 35 лет) значимо выше ориентация на ценности безопасности, конформности, традиции, благожелательности, универсализма, они в большей степени склонны к полюсу «сохранения», разделяют одновременно ценности гармонии, иерархии, мастерства, значимо выше ориентированы на ценности выживания. Что интересно, значимых различий по показателям социального капитала (доверие, общая толерантность, воспринимаемый социальный капитал) между респондентами разных национальностей и разного возраста обнаружено не было. Надо отметить, что в России показатели социального капитала достаточно низкие, особенно уровень доверия.
 
Лебедева Н.М. и Татарко А.Н. представили заключительный доклад на тему «Культурно-экономические ареалы:техника построения и социально-психологические характеристики»(см. презентацию). В рамках исследовательского проекта Лаборатории ими был разработан новый теоретико-методический подход к исследованию влияния культуры на экономическое поведение. Путем объединения подходов Р. Инглхарта и Ш. Шварца удалось создать более универсальные оси измерений, отражающие объективную и субъективную оценку развития стран по важнейшим для жизни человека и общества параметрам. Первая ось получила название «Антропоцентризм»и включила в себя следующие ценности:равенство, социальную справедливость, ответственность, помощь, честность;при этом люди придерживаются мнения, что религия не является главной ценностью, в детях важнее воспитывать независимость и решительность, чем повиновение и религиозность, аборты допустимы в определенных обстоятельствах, нет склонности к сильному почитанию власти и сильному чувству национальной гордости. Второе измерение, «Самораскрытие и участие», включает следующие ценности:свободу, широту взглядов, любознательность, творчество, удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение жизнью, мир на земле, единство с природой, мир прекрасного, защита окружающей среды, самовыражение, качество жизни, счастье, политическое участие, толерантность к «иным», доверие к людям. В пространстве этих двух осей были выделены 7 культурных ареалов и 6 культурно-экономических синдромов - сочетания социокультурных особенностей с особенностями экономического развития:Западноевропейский, Восточноевропейский, Дальневосточно-азиатский, Латиноамериканский, Южноазиатский и Африканский. Россия относится к Восточноевропейскому культурному ареалу. Для данного ареала характерен средний уровень экономического капитала, для постсоветских стран - очень низкий уровень социального капитала;в культурном капитале довольно низки уровни универсализма, толерантности к иным, участия, внимания к экологическим проблемам. Есть предположение, что с ростом экономического и социального капитала страны этого ареала (куда помимо стран Восточной Европы и России вошли еще Турция, Грузия, Израиль, Португалия, Кипр) приблизятся к постматериалистической Западной Европе, т.к. у них довольно близкие ценностные приоритеты.
 
 
Последний доклад вызвал большой интерес у рецензента отчета Лаборатории доктора исторических наук, профессора Бутовской М.Л. и приглашенных гостей, что выразилось в большом количестве вопросов и бурной дискуссии, перешедшей в обсуждение того, как «работать с ценностями»в России. Главный вывод, который можно было сделать из обсуждения, можно выразить с помощью известной цитаты Ж.Ж.Руссо «Хочешь изменить мир, начни с себя».

 

Стажер-исследователь Лаборатории социально-психологических исследований,
Ольга ПАВЛЕНКО