• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад «Проблемы воспитания молодежи на Северном Кавказе в контексте исламского образования»

26 апреля на факультете психологии НИУ-ВШЭ в рамках научного семинара «Культура имеет значение» с докладом «Проблемы воспитания молодежи на Северном Кавказе в контексте исламского образования» выступила В.Н. Галяпина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований.

В докладе были представлены результаты исследования роли религиозного воспитания для молодого поколения мусульман и христиан, проведенном среди жителей Чеченской республики и пригородного района Северной Осетии – Алании. Была затронута проблема перехода мусульманской молодежи Северного Кавказа в экстремистские группировки, существующие противоречия между их религиозными убеждениями  и реальным поведением, а также двойственное отношение к исламу на Северном Кавказе.

Контент-анализ сочинений учащихся 6-10-х классов, фокус-группы и глубинные интервью с лицами, играющими роль в учебном процессе на Северном Кавказе продемонстрировали интересные результаты. Подавляющее большинство учащихся-мусульман в своих сочинениях выстраивают день относительно ежедневной молитвы, или намаза, обрисовывают ритуалы подготовки к нему, учителя поддерживают посещение учениками мечетей и слушание проповедей муллы, а родители следят за соблюдение намаза детьми. По мере взросления, религия приобретает для человека возрастающее значение, так как ученики старших классов гораздо чаще пишут сочинения с привязкой к совершению молитв. Всё это говорит о том, что религия пронизывает всю повседневную жизнь мусульман Северного Кавказа, даже телевидение содержит исламскую тематику.

Несмотря на то, что дети говорят о своём воодушевлении во время молитв, о своей гордости быть мусульманином, существует целое множество нерешённых проблем, которые так или иначе могут быть связаны с религиозным образованием. Северокавказская умма (религиозная община) нестабильна и в своей истории пережила две Чеченские войны, в ней формируются террористические группировки, которые оказывают значительное давление на обычных жителей и, в частности, детей. Родители говорят о том, что ислам важен для развития детей, однако боятся отпускать их в мечеть, где существует опасность влияния на них ваххабитов, которые пропагандируют вооруженную борьбу против «неверных».

В чём же скрываются причины такой нестабильности региона и обилия социальных проблем? Почему возвышенные религиозные чувства, с одной стороны, граничат с низкими моральными нормами молодежи? По мнению экспертов, одна из причин – это качество религиозного образования в некоторых населенных пунктах, которое оставляет желать лучшего, и отсутствие верховного контроля над деятельностью имамов, которые часто сами составляют проповеди и интерпретируют положения Корана «на свой лад». И как следствие, дети практически не обращают внимания на истинный смысл откровений Корана, используют лишь отдельные цитаты, не учитывая контекст. Также дети зачастую принуждаются к молитвам под угрозой наказания.

Однако, несмотря на существующие проблемы в исламском образовании, вся жизнь северокавказского мусульманина пронизана религиозными взаимоотношениями и убеждениями. Более того, эта религиозность распространяется и на более масштабные уровни – государственные отношения, и религия начинает приобретать всё большее значение для молодежи. Вероятно, необходимы преобразования в системе исламских институтов и повышенный контроль над их деятельностью для того, чтобы устранить корни религиозного невежества и господство псевдорелигиозных убеждений.

Стажер-исследователь
Марина Лазуткина