• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад «Кросс-культурные исследования самодетерминации поведения»

31 мая в рамках научного семинара Международной НУЛ социокультурных исследований состоялось выступление главного научного сотрудника лаборатории, профессора Саскатчеванского университета Чиркова Валерия Игоревича с докладом на тему «Кросс-культурные исследования самодетерминации поведения», в котором изложил результаты исследования поддержки психологической автономии подростков со стороны учителей и родителей в России и США.

Исследователи исходили из предпосылки, что взаимоотношения, поддерживающие психологическую автономию, способствуют самодетерминации поведения (саморегуляции) и психологическому благополучию. Согласно позиции культурного релятивизма, поддержка автономии позитивно влияет на психологическое благополучие только в том случае, если в данной культуре приняты такие практики поддержки. Согласно же теории самодетерминации, поддержка автономии – это универсальное условие для поддержания психологического благополучия, самодетерминации и личностного роста. Исследовательские гипотезы были сформулированы исходя из обеих противоположных позиций, также предполагалось, что уровень поддержки автономии в России ниже, чем в Соединенных Штатах.

Выборка исследования составила 236 старшеклассников: 120 из России (43 юноши, 77 девушек) и 116 из США (49 юношей и 67 девушек). Методом исследования был опрос с помощью анкеты «Воспринимаемая поддержка автономии со стороны родителей/учителей», куда вошли 12 шкал (8 шкал относились к поведению, поддерживающему автономию («Мои родители помогают мне выбрать мою собственную дорогу в жизни»), 4 шкалы – к контролирующему поведению («Мои родители пытаются навязать мне свои взгляды на жизнь»)). К измерениям психологического благополучия относились измерения самооценки, депрессии, самореализации и удовлетворенности жизнью подростков.

В рамках исследования использовался метод структурного моделирования. Была построена теоретическая модель влияния воспринимаемой поддержки автономии на учебную мотивацию старшеклассников. Результаты исследования показали, что воспринимаемая поддержка автономии со стороны учителей и родителей у российских старшеклассников значимо ниже, чем у их американских ровесников.  Однако как в России, так и в США, поддержка автономии школьников ведет к их большему психологическому благополучию, что подтверждает гипотезу о культурном универсализме психологической автономии.

Скачать статью

Ольга Павленко
стажер-исследователь