• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа Международной лаборатории социокультурных исследований

I Международная летняя школа МНУЛ СКИ «Ценности и социально-экономическое поведение: кросс-культурные измерения и объяснительные модели» прошла с 17 по 21 июня в подмосковном пансионате «Клязьма». В Летней школе приняли участие сотрудники МНУЛ СКИ, а также преподаватели, научные сотрудники, студенты и аспиранты различных факультетов и подразделений Высшей школы экономики и других вузов. В качестве лекторов и научных консультантов на Летней школе выступили руководители и ведущие научные сотрудники Международной лаборатории социокультурных исследований (Ш. Шварц, П. Шмидт, Н.М. Лебедева, В.И. Чирков, А.Н. Татарко), а также приглашенные профессора из зарубежных университетов – ведущие специалисты в области кросс-культурной психологии. Рабочим языком школы был английский.

В докладах, представленных на летней школе, затрагивались различные темы, связанные с влиянием культуры на социально-экономические процессы в России и мире: влияние ценностей культуры и религиозной идентичности на индивидуальное социально-экономическое поведение и социально-экономическое развитие общества; исследование структуры и динамики индивидуальных и культурных ценностей россиян; разработка новых методов исследования в социальной, экономической и кросс-культурной психологии; работа с базами международных исследований (WVS, ESS и др.); исследование структуры и динамики социального капитала в различных регионах России; влияние культуры на инновации и креативность. В рамках Летней школы были освещены актуальные проблемы теоретической и прикладной кросс-культурной психологии, представлены современные исследования, проводящиеся в этой области. Участники имели возможность прослушать и обсудить лекции ведущих ученых, получить обратную связь на свои исследования, обменяться опытом в сфере методологии исследований.

Некоторые участники представили собственные доклады по тематике Летней школы. Всего было 7 докладов, заранее отобранных оргкомитетом Школы. Особенностью этой Летней школы стало то, что каждый доклад был представлен не один, а целых два раза – с разницей в один день. В этот день докладчики имели возможность доработать свое исследование в проектной группе, состоящей, в среднем, из 4 человек. Тем, кто представлял свои доклады на Летней школе, была дана редкая возможность получить обширную обратную связь на их исследования от иностранных и российских коллег и, с учетом полученной критики, улучшить дизайн исследования. Члены проектных групп, не выступающие с докладом, также имели возможность поработать над реальными проектами своих коллег, внести туда коррективы с учетом их знаний, а также информации, полученной на Летней школе. Свои доклады представили М.Г. Руднев («Сравнительный анализ валидности и плодотворности измерений Шварца и Инглхарта»); Д.А. Подольский («Исследование ценностей подростков: имеет ли значение метод?»);  М.В. Снеговая («Религиозная принадлежность и индивидуальные экономические и политические установки в Украине»); Л.К. Григорян («Взаимосвязь экономических установок и ценностей личности: межкофессиональный анализ»); О.Б. Павленко («Какие культурные различия более значимы: региональные, этнические или другие?»); С.А. Исаакян, Н.А. Амерханова («Взаимосвязь ценностей и монетарных установок у русских и у представителей народов Кавказа»); А.В. Поршнев («Влияние СМИ на мотивацию к обучению: кросс-культурное исследование немецких и российских студентов»).

Летняя школа способствовала не только научному росту, но и знакомству и общению людей из разных стран, разных возрастов, научных интересов и направлений. Несмотря на насыщенную научную и учебную программу, оставалось время и для неформального общения на лоне подмосковной природы. Многие участники Летней школы также встретились спустя два дня на мини-конференции МНУЛ СКИ “Research Frontiers of Culture and Psychological Processes”, прошедшей в Высшей школе экономики 23 июня.

Ольга Павленко,
стажер-исследователь

 

Краткое содержание докладов лекторов Летней школы

Питер Шмидт (Гиссенский университет, Германия; Высшая школа экономики) Проблемы прикладной социальной психологии: поведенческие гипотезы, метаанализ и включенные исследования
В докладе были освещены проблемы экспериментальных и квазиэкспериментальных социально-психологических исследований, приведены данные метаанализа лабораторных экспериментов, включенных исследований и квазиэкспериментов, представлены объяснительные модели. П. Шмидт рассказал о потенциале социальной психологии в исследовании эффективности социальной политики, в повышении уровня инновативности в организациях и в других направлениях практической деятельности. Были изложены результаты квазиэкспериментального исследования влияния введения «бесплатного билета» на общественный транспорт на отказ немецких студентов от пользования личными автомобилями.

Надежда Лебедева (Высшая школа экономики) Ценности и установки по отношению к инновациям: кросс-культурный анализ
В докладе были представлены результаты исследования взаимосвязи базовых ценностей личности по Ш. Шварцу с установками по отношению к инновациям среди студентов России, Канады и Китая. В целом, с позитивными установками личности на инновации положительно связаны ценности Открытости к изменениям (Самостоятельность, Стимуляция) и отрицательно связаны ценности Консервации (Конформность, Безопасность). Однако были обнаружены межкультурные различия в структуре взаимосвязи ценностей и установок по отношению к инновациям у студентов из разных стран, и на этих различиях было акцентировано основное внимание докладчика.

Валерий Чирков (Саскатчеванский университет, Канада; Высшая школа экономики) Культура, психологическая автономия и функционирование человека: теоретические и эмпирические находки
Опираясь на различные международные индексы и на теорию самодетерминации Деси и Райана, В.И. Чирков показал, что горизонтальные отношения предпочтительнее для психологической автономии и психологического благополучия людей. Было рассмотрено распределение относительных показателей по 4 типам организации общественных отношений: вертикальный и горизонтальный индивидуализм и вертикальный и горизонтальный коллективизм, - в 6 странах: США, Канаде, Бразилии, России, Южной Корее и Турции. Также в докладе были представлены результаты исследования взаимосвязи установок по отношению к здоровью с автономной мотивацией у россиян и канадцев.

Шалом Шварц (Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль; Высшая школа экономики) Теория индивидуальных ценностей: проверка и приложения
В докладе были изложены результаты эмпирической проверки дополненной теории базовых ценностей личности. В новой версии теории Ш. Шварца 19 ценностей вместо 10. В эмпирическом исследовании использовался опросник Portrait Values Questionnaire (PVQ5x), включивший в себя 57 вопросов, 3 на каждую ценность. Были опрошены респонденты из 15 стран. Для анализа данных был использован конфирматорный факторный анализ. С помощью многомерного шкального анализа было определено место каждой из ценностей в мотивационном круге, показывающем ценностные оппозиции и, наоборот, родственные по значению ценности. Исследование, в целом, подтвердило теоретическую модель.

Эльдад Давидов (Институт социологии Университета Цюриха, Швейцария) Кросс-культурный анализ PVQ во временной и страновой перспективе: метрическая и скалярная инвариантность
Центральным вопросом доклада стала возможность кросс-культурного сравнения: понимают ли люди из разных стран одни и те же ценности одинаково? Автор доклада подчеркнул важность тестирования инвариантности как важного шага перед тем, как проводить кросс-культурные и лонгитюдные сопоставления. Тестирование инвариантности должно проходить в три этапа: нахождение конфигурационной, метрической и скалярной инвариантности, - при этом только при доказательстве наличия последней мы имеем право делать межгрупповые сравнения. Для доказательства инвариантности используется метод мультигруппового конфирматорного факторного анализа (multi-group confirmatory factor analysis - MGCFA). Также Э. Давидов рассказал о результатах тестирования метода ценностей Ш. Шварца (PVQ) на выборках из Германии и Польши: более полная версия опросника показала лучшие результаты, - и о том, что можно делать в том случае, если нет инвариантности конструктов.

Хольгер Штайнметц (Гиссенский университет, Германия) Структура взаимосвязей между десятью ценностями Шварца: метааналитическое моделирование структурными уравнениями ( MASEM )
В докладе были представлены результаты метаанализа 318 корреляционных матриц из 88 исследований, в которых использовались методики Ш. Шварца PVQ и SVS. На выборках из разных стран была протестирована круговая структура взаимосвязи между 10 базовыми ценностями. Также был проведен анализ гетерогенности, по результатам которого были сформированы 8 кластеров с похожей корреляционной структурой ценностного профиля респондентов. Лишь 3 из 8 кластеров показали хорошую совместимость с теоретической концепцией Ш. Шварца.

Александр Татарко (Высшая школа экономики) Социальный капитал как предиктор экономических установок: кросс-культурный анализ
А. Татарко представил результаты исследования взаимосвязи показателей воспринимаемого социального капитала (уровня доверия, гражданской идентичности, толерантности) с установками на экономическое поведение на выборке русских и представителей народов Кавказа (чеченцы, осетины, армяне, грузины, балкарцы). Исследование показало универсальную структуру взаимосвязи, при этом установки на так называемое «прогрессивное» экономическое поведение (экономическая независимость, интерес к экономике, стремление соблюдать закон) связаны положительно с высоким социальным капиталом.

Адам Коэн (Аризонский государственный университет, США) Религия и великодушие среди ирландских католиков и турецких мусульман
В исследовании приняли участие 600 студентов и членов общины из двух религиозных групп – ирландских католиков и турецких мусульман. Цель исследования – выявить, какие аспекты религии благоприятствуют проявлению великодушия среди верующих и являются ли эти аспекты универсальными для основных мировых религий. Респондентам предлагалось написать 6 эссе на темы: 1) Повиновение Богу; 2) Религиозное начало; 3) Милость Господня; 4) Почему другие заслуживают того, чтобы им помогали; 5) Все люди равны; 6) нейтральная тема для контроля. Затем респондентам предлагалось или забрать деньги, заработанные за участие в исследовании, себе, или отдать их на благотворительность. Результаты исследования показали, что католики поступали более великодушно (отдавали деньги на благотворительность) благодаря большей относительной значимости аспекта «Божьей милости» (God’s grace), тогда как на великодушие мусульман большее влияние оказал аспект «Повиновение Богу» (Duty to God). В обеих группах внутренняя религиозность в большей степени связана с готовностью к благотворительности, чем внешняя.

Йошихиса Кашима (Университет Мельбурна, Австралия) К социальной психологии культурной динамики
Й. Кашима в своем докладе акцентировал внимание на том, как культурные практики передаются от человека к человеку путем межличностного взаимодействия. Среди теоретических концепций, на которые он опирался, была названа концепция Дж. Мида и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В докладе была освещена роль языка как механизма культурной динамики. Была показана перспективность изучения различий между языками как показателей культурных различий: в частности, например, употребление большого количества личных местоимений говорит о большей индивидуалистичности культуры. Также были приведены результаты исследований культурных стереотипов.

Квок Леунг (Городской университет Гонконга, Китай) Кросс-культурный проект по изучению социальных аксиом: приложения в изучении социально-экономического поведения
К. Леунг представил в своем докладе альтернативный по отношению к ценностям подход к изучению культуры – теорию социальных аксиом, или общих верований, разделяемых людьми, разработанный им совместно с М. Бондом. Было подробно рассказано о взаимосвязи с различными показателями социально-экономического поведения существующих 5 социальных аксиом: Социального цинизма (негативное отношения к людям и институтам), Социальной сложности (представление о вариативности индивидуального поведения в различных условиях), Награды за усилия (представление о том, что труд вознаграждается), Контроля судьбы (вера в предопределенность событий) и Религиозности (вера в высшую силу, а также позитивное отношение к религии).

Эмико Кашима (La Trobe University, Австралия) Культура и реакции на угрозу
Э. Кашима начала свой доклад с того, что подчеркнула уникальность человека в его восприятии угрозы. В отличие от животных, человек реагирует не только на непосредственную угрозу «здесь и сейчас», но и на так называемую символическую угрозу: страх неудач, неуверенность в завтрашнем дне, наконец, страх смерти. Э. Кашима опирается в своих исследованиях на теорию менеджмента угроз (Terror Management Theory), провозглашающую идею компенсации мотивов: экзистенциальная тревога нейтрализуется с помощью ощущения человеком значимости собственной жизни. В докладе были освещены кросс-культурные различия в реакциях людей на символическую угрозу: так, например, японцы лучше справляются со страхом неудачи, чем американцы.