• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сравнение различных инструментов измерения психологической реальности (на примере исследования ценностей человека)

13 октября состоялся очередной научный семинар из цикла «Культура имеет значение». С докладом "Сравнение различных инструментов измерения психологической реальности (на примере исследования ценностей человека)" выступил Дмитрий Подольский, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Московского государственного университета.

В докладе Дмитрий Подольский рассказал о том, что различные методы измерения одних и тех же психологических конструктов, в том числе ценностей, могут давать разные результаты. Например, более детальные вопросы позволяют получить более детальные и валидные ответы, чем короткие вопросы. Если респондентам предлагаются альтернативы при ответе на вопросы, то с большой долей вероятности они выберут ту или иную альтернативу, даже если не знают ответа на вопрос. Порядок слов в формулировке вопроса также играет роль. Также при анализе ответов респондентов нужно учитывать их уровень образования: более образованные респонденты с большей охотой выражают свое несогласие с исследователем, отвергая все предложенные альтернативы, если ни одна не устраивает.

Исследования показали, что метод измерения ценностей достаточно сильно влияет на результат. В методах исследования ценностей респондентам часто дается возможность выбора ценностей и ранжирования их по важности. Одной из проблем исследования ценностей является различный смысл, который придают респонденты одной и той же формулировке. Также для исследования важен выбор шкалы. Например, если выбирается шкала с отрицательными и положительными числами (напр., от -5 до 5), это значит, что имеется в виду биполярное измерение; если же шкала с положительными числами (напр., от 0 до 5), то измерение униполярное, и меряется степень выраженности явления.

Дмитрий Подольский рассказал о различиях между ранговым и рейтинговым способами измерения ценностей, которые он использовал в своем исследовании ценностей подростков. Ранговый подход (задача на распределение ограниченного числа баллов между важными для респондента ценностями) подразумевает иерархическую и хорошо дифференцированную организацию системы ценностей. Ограничения этого метода в том, что из набора может быть выбрана лишь часть ценностей. Этот подход в какой-то степени игнорирует факт, что ценности могут быть примерно одинаково важны для респондента; субъективные интервалы между ценностями могут быть разными, кроме того, по сравнению с рейтинговым подходом, данный метод воспринимается респондентами как более сложный. Рейтинговый подходподразумевает, что каждая ценность оценивается отдельно по своей субъективной важности для респондента. Данный метод также имеет свои ограничения: ограничивается свобода выбора, подразумевается меньшая дифференциация ценностей, наблюдается тенденция смещения к позитивному полюсу шкалы, высокая социальная желательность, но и относительная простота заполнения данного теста для респондентов. Рейтинговый метод относится к прямому исследованию ценностей, который подходит, если люди хорошо знают о своих ценностях и готовы честно поделиться этой информацией с исследователем. Ранговый метод же относится к непрямому исследованию ценностей, т.е. акцент смещается с ценностей как таковых на то, чтобы сделать выбор между ними, при этом респондент выстраивает субъективную шкалу.

В исследовании ценностей подростков, о котором рассказал Д. Подольский, использовался ранговый метод: между 20 ценностями, взятыми из опросника SVS Ш. Шварца, нужно было распределить 30 баллов. По результатам исследования было выделено 4 типа респондентов, представляющие собой комбинации из двух измерений: количество выбранных ценностей и величина разрыва между баллами, присвоенными ценностям. Получилось, что подростки, которые выбрали мало ценностей и чьи оценки сильно дифференцированы, ведут себя, по оценкам учителей, менее морально по сравнению с подростками, которые выбрали широкий диапазон ценностей и оценили их примерно одинаково. Между остальными двумя типами различий с оценках «моральности поведения» практически нет. Данное исследование проводилось на подростках из обычной школы; подростки из спецшкол с девиантным поведением дают менее социально-желательные ответы при заполнении рангового опросника ценностей.

 

Ольга Павленко
Стажер-исследователь