• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Психологическая адаптация и культурная идентичность подростков-иммигрантов

20 октября на факультете психологии в рамках научного семинара МНУЛ СКИ состоялась публичная лекция Евгения Тартаковского, профессора Университета Тель-Авива (Израиль) на тему «Психологическая адаптация и культурная идентичность подростков-иммигрантов».

Слушатели лекции ознакомились с результатами исследований, проведенных Е. Тартаковским в 1999 и 2006 году. Сравнивались подростки 15-16 лет: иммигранты и подростки, которые не собирались эмигрировать. Выборку составили подростки, уезжавшие в Израиль по программе Na’ale из России и Украины, которые дают приблизительно 80% иммигрантов.

В данном исследовании, прежде всего, изучались особенности параметров психологической фокусировки среди иммигрантов и тех, кто решил остаться в своей стране. Основные параметры психологической фокусировки: самооценка, чувство социальной компетентности, ощущение успешности в школе, отношения с друзьями, психологические и поведенческие проблемы.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что подростки-иммигранты обладают более высокими показателями самооценки, чувства социальной компетентности и ощущения успешности в школе, в отличие от их друзей, которые не собирались иммигрировать. Подростки-иммигранты сообщают о меньшем количестве психологических и поведенческих проблем, а также у них меньше показатель чувства одиночества.

Исследования показали, что ощущение дискриминации в принимающей стране очень сильно снижает уровень психологической фокусировки. Социальная поддержка со стороны сверстников, учителей и родителей положительно влияет на уровень психологической фокусировки у тех подростков, которые уже эмигрировали.

Далее слушателям были представлены результаты по культурной идентификации подростков. Было показано, что сразу после приезда в страну у иммигрантов еще сохраняется сильная идентификация со старой культурой. В данном случае российская идентичность противопоставлена израильской. Уровень культурной идентификации измерялся по двум шкалам: отношение к стране, идентификация с главной этнической группой в принимающей стране.

Данные исследования показали, что отношение иммигрантов к стране исхода более отрицательно, чем отношение не иммигрирующих подростков. Подобные результаты показала и идентификация со страной отъезда. Отношение к принимающей стороне значительно более положительно. Идентификация с этнической группой, в которую человек иммигрирует, значительно сильнее, чем с группой, из которой он уезжает. Была показана сильная связь между существующей дискриминацией в стране исхода и идентификации с другой этнической группой, страной приезда.

Общим итогом лекции стал вывод о том, что подросток-иммигрант неизбежно испытывает потрясение, его уровень психологической фокусировки и культурной идентификации терпит спад, который со временем восстанавливается.

В заключение Евгений уточнил, что иммиграция – это история одной большой иллюзии, иммигранты не представляют всех трудностей. После реальной встречи со страной эта иллюзия претерпевает крушение, но степень культурного шока, а также уровень адаптации может быть разным.

Презентация к докладу

Александр Стефанов
Стажер-исследователь