Базовые принципы этнофункциональной методологии и теория развития ментальности личности и общества
29 мая состоялось очередное заседание научного семинара Международной лаборатории социокультурных исследований. На семинаре выступил Александр Владимирович Сухарев, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, директор Центра этнофункциональных исследований, декан факультета психологии Государственной академии славянской культуры.
Доклад А.В. Сухарева назывался «Базовые принципы этнофункциональной методологии и теория развития ментальности личности и общества». В нем были изложены основы его авторского этнофункционального подхода в познании человека.
Согласно подходу А.В. Сухарева, этносреда в которую погружен субъект, характеризуется следующими параметрами: природно-ландшафтными (климат, ландшафт, флора и фауна), антропо-биологическими, культурно-психологическими и трансцендентными (Бог, духи природных стихий и явлений). В основе этнофункциональной парадигмы в психологии лежат следующие принципы:1. Принцип этнофункциональности. Согласно базовому принципу этнофункциональности, все образы реальной этносреды наделяются этнической функцией – этнодифференцирующей и (или) этноинтегрирующей, т.е. объединяющей и (или) разъединяющей ментальность человека с тем или иным этносом или этнической системой. Образы идеальной этносредынаделены только этноинтегрирующей функцией. 2. Принцип этнофункциональной системностипостулирует, что ментальность личности и (или) общества в идеале является системой этноинтегрирующих ментальных категорий. 3. Принцип этнофункционального единства микро- и макрокосма отражает аналогию между развитием ментальности этносреды и личности. 4. Принцип этнофункционального развитияпостулирует необходимость определенной специфики последовательности и содержания этапов (стадий) развития ментальности каждой этносреды и личности в данной этносреде. 5. Принцип этнофункциональной субъектностипостулирует, что реконструкция ментальности как этносреды (историческое познание), так и личности (познание индивидуума) должна учитывать не только этническую функцию объекта, но этническую функцию субъекта познания. Также в докладе были представлены этапы развития этносреды, стадии развития личности и новообразования в психике, возникающие на каждой стадии.
Этнофункциональный подход получил практическое применение в нескольких областях психологической практики: психотерапии, психокоррекции, лечении зависимостей, работе с делинквентным поведением.
Ольга Павленко
Видеозапись: