• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межкультурные отношения и психологическое благополучие на постсоветском пространстве

В декабре 2021 г. вышел в свет тематический номер журнала "Культурно-историческая психология": "Межкультурные отношения, идентичности, психологическое благополучие: постсоветский опыт". По материалам данного выпуская 2 февраля 2022 г. сотрудники Центра провели открытый вебинар с присутствием исследователей и экспертов.

В данном выпуске сотрудниками Центра опубликовано 11 статей, 9 из них – по проекту РНФ «Новая русская диаспора: 30 лет спустя» (проект № 20-18-00268, рук. Н.М. Лебедева). Материалы статей содержат новые данные, полученные в полевых эмпирических исследованиях в странах постсоветского пространства, и их анализ. 

Статьи выпуска и их переводы размещены - https://psyjournals.ru/kip/2021/n4/index.shtml
Выпуски подкаста размещены - https://psyjournals.ru/podcasts/psyjournals.shtml

Запись семинара:

Ведет дискуссию Лебедева Надежда Михайловна, доктор психологических наук, профессор, директор Центра социокультурных исследований, НИУ ВШЭ.

Дискутанты:

Молодикова Ирина Николаевна, Ph.D., руководитель проекта "Миграция и безопасность в постсоветском мире" (Вена-Будапешт).

Гриценко Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский психолого-педагогический университет.

ДОКЛАДЫ

Психологическое благополучие русских в странах Средней Азии: роль аккультурационных установок и воспринимаемой безопасности

Галяпина Виктория Николаевна, канд. психол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

После распада СССР более 400 тыс. русских остались проживать в Кыргызстане и Таджикистане. Им приходится адаптироваться к изменившейся ситуации, и в этой связи важно исследовать факторы, обуславливающие их психологическое благополучие. Данное исследование посвящено изучению модерационной роли воспринимаемой безопасности и социокультурного контекста во взаимосвязи аккультурационных установок и психологического благополучия русских в двух странах Центральной Азии. Проведенное нами исследование выявило роль контекста, который задает паттерн предпочтения той стратегии, которая обеспечивает удовлетворенность жизнью в ситуации безопасности.

Множественные идентичности, воспринимаемая угроза и социальный капитал в Эстонии и Киргизии: межпоколенный анализ

Татарко Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор департамента психологии факультета социальных наук, главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

Родионов Гермоген Ярославович, аспирантстажер-исследователь Центра социокультурных исследованийпсихологии, Национальный исследовательский университете «Высшая школа экономики», г. Москва

Какого рода связи есть между множественными идентичностями, воспринимаемыми угрозами и социальным капиталом в двух постсоветских республиках – Эстонии и Киргизии? Результаты представляемого исследования показывают, что у молодого поколения на постсоветском пространстве наблюдаются тенденции к снижению социального капитала. Воспринимаемые угрозы связаны с социальным капиталом в большей степени у более старшего поколения, республик, чем у молодежи. «Советская» идентичность не связана с социальным капиталом этнических русских в рассмотренных республиках, а у представителей этнического большинства – связана. А «европейская» идентичность, например, у разных поколений эстонцев сильно сопряжена со связывающим социальным капиталом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Неизбежна ли ассимиляция русских на постсоветском пространстве или есть шанс на полноценную интеграцию? Что может этому способствовать? Что зависит от самих русских, что – от принимающего сообщества, а что – от России?
  2. Стали ли титульные этносы постсоветских стран ощущать себя этническим большинством или сохранились страхи, присущие этническим меньшинствам? Например, потеря идентичности, культуры, языка, территории.