Работа Левада-центра* по изучению общественного мнения
13 ноября состоялся научный семинар МНУЛ СКИ, на котором выступил Алексей Георгиевич Левинсон, профессор факультета социологии, заведующий отделом социально-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады*. В своём докладе Алексей Георгиевич рассказал о том, что социологи подразумевают под общественным мнением, как его изучают и анализируют, какие методы сбора данных используются, и как можно проследить динамику общественного мнения на протяжении нескольких лет.
Свой доклад Алексей Георгиевич начал с того, что взгляд социологов на общество и общественное мнение должен иметь чёткие рамки, ведь если следовать поговорке «Сколько людей, столько и мнений», то исследовать общественное мнение будет попросту невозможно. Общественное мнение – это не совокупность мнений каждого, без исключения, жителя страны, это не «все», но это сила, которая ощущается как «все», которую можно изучать, отвлечь от конкретных носителей мнения. Безусловно, люди неповторимы в своих суждениях, но необходимо выделять обобщенные типы этих суждений, чтобы выявлять, какие тенденции преобладают в обществе. Чем больше таких типов предусматривает исследование, чем больше вариантов ответа предполагает, тем выше будет шанс избежать неопределенности и погрешности.
Изучать общественное мнение можно как количественными (с помощью анкетирования, стандартизированного интервью), так и качественными методами, например личное, нестандартизированное интервью или обсуждение в фокус-группах. Качественные методы исследования общественного мнения не имеют целью выделить процентное соотношение мнений, они дают иную, более комплексную картину общественного мнения, не выраженную в графиках. Алексей Георгиевич рассказал о поэтапном планировании и проведении личных интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов.
Выборка должна обладать теми же пропорциями, что и генеральная совокупность, иными словами, у каждого представителя генеральной совокупности должен быть одинаковый шанс попасть в выборку, и для этого создаются определенные условия, а именно случайный выбор. Например, если необходимо провести общероссийское исследование, не в рамках одного города, то произвольно выбираются несколько Федеральных Округов, в которых будут происходить опросы. Среднестатистическое интервью длится около 35-ти минут, и за это время специально обученный интервьюер может задать до ста вопросов, которые будут внесены в специальную анкету. Для проверки добросовестности интервьюера каждого десятого респондента обзванивают и спрашивают, действительно ли они проходили интервью.
Собранная статистика публикуется в специальных изданиях Левада-центра и журнале «Вестник», выпуски которого в свободном доступе находятся на официальном сайте, и каждый интернет-пользователь может ознакомиться с динамикой общественного мнения на протяжении нескольких лет. Публикуются такие актуальные в наше время темы, как доверие/недоверие к правительству, отношение к парламентским и президентским выборам, религиозность, отношение к акциям протеста, оценка экономической ситуации, оценка собственного материального положения, оценка настроения и многие другие.
Марина Лазуткина
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.Левинсон Алексей Георгиевич
Профессора Кафедры методов сбора и анализа социологической информации