Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России
22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом «Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России» Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга.
А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылкахАльбина Александровна является руководителем регулярной этнопсихологической экспедиции, главной целью которой является изучение этнопсихологических характеристик населения Камчатского края, а именно, особенностей этнического самосознания. Альбина Александровна указывает на то, что этническое самосознание – центральный признак этнической группы, который остается сохранным даже в том случае, если язык группы или культурные традиции утеряны, и необходимо изучать психологические закономерности его функционирования. Результаты этнопсихологического исследования дали основание полагать, что этническое самосознание формируется в результате активного этнического конструирования – «процесса создания субъективного образа этнической группы, соотносимого с идеальным прообразом своей этнической группы и релевантного определенной культурно-исторической, этносоциальной позиции группы в социуме и субъективному экзистенциальному опыту личности». Таким образом, структура этнического самосознания объединяет в себе такие компоненты как образ объективного этнического пространства (другими словами, знание объективных характеристик своей этнической группы, например, национальных традиций и обычаев), образ субъективного этнического пространства (субъективное ощущение своей принадлежности к этнической группе). В процессе общения с представителями разных народностей, А.А. Бучек обратила внимание на стремление респондентов идеализировать образ своей этнической группы и выделила третий компонент – «Идеальный образ этнической группы», или «Идеальная модель должного», который в действительности никогда не достигается и существует только в сознании субъекта. Гармоничное функционирование этнического самосознания личности происходит только при согласовании этих трех компонентов между собой. Рассогласование же означает превалирование того или иного структурного компонента и три основных варианта функционирования этнического самосознания – трансэтнический, этноцентрированный или этномоделируемый. Психологические программы повышения межкультурной компетентности, воздействуя на тот или иной компонент, могут способствовать гармонизации этнического самосознания личности и установлению согласия между его компонентами.
Марина Лазуткина