• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология аккультурации: Берри против Боски

27-ого марта в рамках семинара "Культура имеет значение" с докладом на тему "Психология аккультурации: Берри против Боски" выступил Павел Боски, профессор, руководитель лаборатории культурной психологии и кросс-культурных исследований Университета Социальных и Гуманитарных наук; руководитель факультета кросс-культурной психологии Польской академии наук, Польша.

П. Боски обсудил вопросы психологии аккультурации и предложил свое понимание её основных концептов. Он предложил свое определение аккультурации, которое понимается им как процесс, посредством которого новые навыки, компетенции и способы бытия (ценности), необходимые для становления в качестве функционального члена принимающего общества, приобретаются путем формирования человеком оганиченного множества способов поведения, непреднамеренно установленных в рамках его родной культуры и осознанно, в соответствии с самостоятельно сформулированными предпочтениями или навязанными другими нормами. Цель аккультурации - стать своего рода бикультурной личностью.

П. Боски критикует модель аккультурации Джона Берри за изучение только установок людей и их отношения, но не реальных фактов. Он указывает, что предпочтения людей нельзя автоматически перевести в компетенции (например, лучшим способом измерения навыков владения языком будет тест, а не вопросы об уровне владения языком). Зачастую большинство методик, разработанных на основе подхода Дж. Берри, не могут выявить реальные различия двух культур.

Боски предложил свою модель аккультурации, в которой есть три уровня: символическая культура, язык, культурные обычаи и ценности. Два процесса рассматриваются в этом подходе: (а) преднамеренное обучение, то есть культурализация, и (б) случайные (непреднамеренные) приобретения, т. е. социализация. П. Боски провел несколько исследований для выявления различий между культурами. Его выводы можно сформулировать следующим образом: чем ближе ценности двух культур, тем проще процесс аккультурации в другой культуре. Культурная идентичность понимается как личностная оценка атрибутов, приписываемых своей культуре (в случае бикультурного человека - двум культурам,). Она операционализируется как сумма произведений всех атрибутов, характеризующих культуру, по их весу в отношении другой культуры. В зависимости от этих весов и личных предпочтений, культурная идентичность может получить положительную или отрицательную направленность.

Анна Липатова