Вышел специальный выпуск "Социально-психологические последствия ускоренной цифровизации в условиях пандемии COVID-19", подготовленный сотрудниками ЦСКИ
В первом выпуске 2023 года вышел специальный номер журнала «Психология. Журнал Высшей Школы Экономики», посвященный последствиям цифровизации в условиях COVID-19. Статьи сотрудников ЦСКИ Татарко А.Н., Ефремовой М.В., Дуброва Д.И., Бульцевой М.А., Бушиной Е.В., Мироновой А.А., Родионова Г.Я., Макласовой Е.В., Лепшоковой З.Х., Галяпиной В.Н., подготовленные по результатам исследований, проведенных в рамках проекта РНФ под руководством Татарко А.Н. «Влияние цифровизации на социальный капитал и ценности российского общества» были опубликованы в данном номере.
В этом специальном выпуске читателей ждет серия статей, которые на основе эмпирических исследований делают попытку понять и, отчасти, предсказать, какие социально-психологические последствия влечет за собой ускоренная цифровизация.
Первая статья А. Татарко, Е. Бушиной, А. Раевской "Как цифровизация, сопровождающая пандемию COVID-19, может повлиять на отношение к политическим институтам? Связь между активностью использования Интернета и институциональным доверием" рассматривает связь между активностью использования Интернета и институциональным доверием на примере репрезентативных данных из таких европейских стран, как Швейцария, Финляндия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Хорватия, Польша, Сербия, Черногория и Болгария. Авторы обнаружили, что в странах с низкой эффективностью государственного управления активность использования Интернета отрицательно связана с институциональным доверием. В статье "Межпоколенческий анализ взаимосвязи вовлеченности в интернет-пространство и институционального доверия среди россиян" А. Мироновой рассматривается проблема, аналогичная той, что была рассмотрена в предыдущей работе, на примере репрезентативных российских данных и с акцентом на межпоколенческий аспект.
В статье М. Бульцевой "Детерминанты просоциального поведения в Интернете во время пандемии COVID-19" рассматривается, как страхи, связанные с пандемией, влияют на просоциальное поведение человека в Интернете. Исследование показало, что страх перед коронавирусной инфекцией и тревога стимулируют просоциальное поведение в сети, а депрессия препятствует этому. Схожей проблеме посвящена статья "Взаимосвязь ценностей и просоциального поведения в разных контекстах до и во время пандемии COVID-19" (М. Ефремова).
Рост цифровизации и самоизоляции, ставший следствием пандемии COVID-19, послужил достаточно мощным толчком к развитию онлайн-образования. В статье "Взаимосвязь между индивидуальными ценностями и вовлеченностью в онлайн-обучение: Роль социального капитала" Г. Родионова и Е. Макласовой представлены результаты исследования связи ценностей с вовлеченностью в онлайн-обучение и роли социального капитала в этой связи. Результаты исследования показывают, что вовлеченность в онлайн-обучение коррелирует с социальным капиталом и ценностями.
Одна из исследовательских работ этого специального выпуска - "Взаимосвязь между вовлеченностью в использование информационно-коммуникационных технологий и семейным социальным капиталом" (Д. Дубров) - посвящена изучению взаимосвязи между вовлеченностью в использование информационно-коммуникационных технологий и внутрисемейным социальным капиталом. В исследовании приняли участие сто четыре семьи (родители и подростки, всего 208 человек).
Исследование В. Галяпиной и И. Молодиковой "Вовлеченность россиян в использование информационно-коммуникационных технологий и межкультурные установки: Роль внутри- и межэтнических дружеских связей в режиме on-line" посвящено попытке ответить на вопрос, как цифровизация, которая усилилась в результате COVID-19, может быть связана с межэтническим взаимовосприятием и отношениями? В данной работе был проведен поиск связей между интенсивностью использования информационно-коммуникационных технологий и дружескими межкультурными контактами, а также межкультурными установками людей. Интернет облегчает как само межкультурное взаимодействие, так и поддержание межкультурных дружеских отношений, но оказалось, что прямое влияние Интернета на межкультурные установки не очень значительно. Влияние Интернета на межкультурные установки становится значимым, если рассматривать дружеские межкультурные контакты как переменную-медиатор.
Специальный выпуск завершает исследование, посвященное связи между активностью использования Интернета и социальных сетей и этнической дискриминацией в сетях. "Этническая дискриминация в сети и самооценка этнического большинства: Медиационная роль этнической онлайн-ориентации" З. Лепшоковой показывает, что опыт этнической дискриминации может иметь негативные последствия как в реальном, так и в виртуальном пространстве.