• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Языковая и социально-культурная адаптация международных мигрантов средствами образования

16 мая в рамках семинара "Культура имеет значение" доцент кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования, генеральный директор Центра "Этносфера", кандидат исторических наук Елена Александровна Омельченко выступила с докладом на тему: "Языковая и социально-культурная адаптация международных мигрантов средствами образования".


В своем докладе Е.А. Омельченко затронула одну из самых острых тем современной России - проблему растущего числа мигрантов и их адаптации в  российской культуре. Для стран Европы миграция уже давно стала частью процесса глобализации. По данным ООН на 2007 год один из 35 человек в мире является международным мигрантом. С начала XXI века в большинстве государств Европы стабильно растет доля детей иностранного происхождения среди учащихся общеобразовательных школ. Данные показатели в России пока невелики по сравнению с Европой, однако тенденции наблюдаются такие же. Этносоциальная структура отдельных городов и районов становится все более пестрой, растет культурное разнообразие – в основном, за счет этнических групп, чьи культурные коды и жизненные установки значительно отличаются от таковых у принимающего населения.

Общеизвестно, что адаптация к образовательному процессу у иностранных учащихся происходит позднее и медленнее, чем у местных школьников. Основная причина - слабое владение языком принимающей страны. Чаще всего иностранные учащиеся - это дети трудовых мигрантов. В России работают, в основном, граждане  Узбекистана, Таджикистана, Украины, Кыргызстана, Молдовы, Армении и Азербайджана. Из стран дальнего зарубежья преобладают граждане Китая, Турции, Вьетнама, КНДР, Сербии и Черногории. Как правило, взрослые включаются в процесс адаптации через ребенка. Однако только в 2012 году вопросы содействия адаптации и интеграции мигрантов были актуализированы в миграционной политике Российской Федерации. Перед российским государством и обществом продолжает остро стоять целый ряд проблем, связанных с оптимизацией миграционной ситуации, использованием как положительных сторон, так и нивелированием негативных аспектов происходящих миграционных процессов.

В ситуации взаимодействия мигрантов с принимающим их обществом функция образования – передать вновь прибывающим мигрантам язык и преобладающие в обществе социальные и культурные нормы. Образование играет крайне важную роль в социальных аспектах миграционной политики и способно как улучшить, так и осложнить отношения между мигрантами и принимающим их обществом. Детские сады и школы в случае с детьми международных мигрантов играют роль не только института социализации, но и инструмента интеграции и адаптации в принимающее общество.

Успех интеграции мигрантов в принимающее общество определяется, прежде всего, знанием государственного языка, способностью найти приемлемо оплачиваемую работу, правовым статусом и степенью участия в общественно-политической жизни. Поэтому существующие программы адаптации включают в себя как организацию языковых курсов, так и ознакомление с основами российской истории и культуры, законами страны и правилами повседневного общения.

Однако до сих пор существуют серьезные противоречия между системой финансирования образовательных учреждений и реальной ситуацией. Это приводит к сворачиванию множества программ, помогающих иностранным учащимся адаптироваться к принимающему сообществу. Для Российской Федерации наиболее перспективной представляется практика привлечения как бюджетных средств, так и средств работодателей к финансированию адаптационных программ для мигрантов.


Анна Липатова