• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Команда сотрудников Центра социокультурных исследований выиграла грант РНФ по теме «Актуальные вопросы цифровизации в России: социально-психологические барьеры и пути их преодоления».

Руководитель проекта – директор Центра социокультурных исследований, доктор психологических наук, А.Н. Татарко.   Выигранный проект является комплексным и касается наиболее важных, с психологической точки зрения проблем, связанных с цифровизацией в России. Последние годы цифровизация различных сфер жизни россиян идет огромными темпами. Наиболее интенсивно цифровизирутся: образование, сфера государственных услуг, финансовая сфера общества, политическая сфера общества. В этой связи мы предложили проект, рассматривающий социально-психологические проблемы цифровизации в наиболее важных сферах российского общества с целью поиска вариантов их решений.

Команда сотрудников Центра социокультурных исследований выиграла грант РНФ по теме «Актуальные вопросы цифровизации в России: социально-психологические барьеры и пути их преодоления».

Татарко Александр

С 1 августа 2023 г. в России вступил в силу закон о цифровом рубле. Постепенное введение в оборот цифровой валюты в перспективе заметно повлияет на жизнь россиян: это облегчит финансовые транзакции, а также контроль за движением денежных средств. Проведенные ранее опросы показывают, что россияне относятся довольно настороженно к цифровому рублю. В этой связи, в рамках проекта, мы сосредоточимся на изучении ряда ключевых психологических факторов (ценности, институциональное доверие), которые неоднозначно могут быть связаны с доверием цифровой валюте и готовностью использовать цифровой рубль. 

В России наблюдается разрыв в использовании цифровых технологий и доверии к ним между разными возрастными группами - молодые люди (младше 20 лет) больше доверяют новым цифровым технологиям и более активно используют в своей повседневной жизни, чем представители более старшего поколения. В связи с этим, мы изучим каким образом отношения между родителями и детьми связаны с трансмиссией тех ценностей, которые наиболее связаны с цифровым доверием и готовностью к использованию ИКТ. 

В наши дни проявление просоциального поведения в Интернете становится частым явлением. Ключевым фактором, способствующим развитию просоциального поведения традиционно относят доверие к потенциальному получателю помощи. При этом, несмотря на высокую распространенность интернета, все еще не ясны особенности установления доверия в интернет-коммуникациях и в свою очередь критерии обнаружения обмана. Это приводит к негативным последствиям для российского общества. Поэтому важно изучить как представления о лжи в онлайн-среде сказываются на доверии и, как следствие, на просоциальном поведении в сети. 

Современные исследования на тему применения цифровых технологий в политической жизни страны демонстрируют неоднозначные результаты. В одних исследованиях говорится о том, что цифровизация политической сферы страны позволит развить гражданское общество и укрепить правовое государство. В других исследованиях сказано, что она стимулирует неконвенциональную политическую активность, а попытки государства осуществлять контроль в цифровом пространстве приводят к ещё большему снижению институционального доверия граждан. В связи с этим возникает вопрос: какими формами представлена политическая активность в современном информационном пространстве и от чего зависят предпочтения россиян форм онлайн политической активности, в частности форм участия в выборах? 

Быстрое внедрение онлайн-инструментов также является особенностью современного образования. Сложность заключается в том, что у учителя нет другого выбора – цифровизация обучения происходит независимо от того, готов ли учитель к этому. В настоящем исследовании планируется сосредоточиться на индивидуально-личностных характеристиках педагогов, их цифровой грамотности и уровне психологического благополучия, а также изучить отношение представителей школьного звена к цифровизации образования. Цифровизация в современном мире имеет как позитивные эффекты для работников (повышение производительности, удовлетворенности трудом и др.), так и негативные (повышение цифровой нагрузки, профессиональное выгорание и пр.). При этом исследования показывают, что негативные последствия касаются как работников, непосредственно связанных с цифровизацией, так и специалистов социальной сферы. В этой связи актуальным является изучение факторов и условий, способствующих успешности профессиональной деятельности и минимизирующих негативные последствия внедрения цифровых технологий для работников социальной сферы. Данный вопрос также будет изучен в нашем проекте.

Сегодня в команда исполнителей проекта собралась Центре социокультурных исследований, и мы обсуждали, как будем реализовывать проект, планировали эмпирические исследования и публикации. Также мы хотим сделать в будущем году тематический спецвыпуск в одном из журналов с результатами исследований. Нам предстоит очень интересная работа и мы постараемся седлать ее так, чтобы у нас не просто были публикации, а ее результаты действительно стали полезными для России!