• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь характеристик гражданской и религиозной идентичности с социально-экономическими установками российских студентов

24 ноября 2009 года состоялось очередное заседание совместного аспирантского семинара Лаборатории социально-психологических исследований и кафедры организационной психологии. С докладом  «Взаимосвязь характеристик гражданской и религиозной идентичности с социально-экономическими установками российских студентов»  выступила Мария Ефремова, аспирант кафедры организационной психологии, пишущая диссертацию под научным руководством Н.М. Лебедевой.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды по теории социальной идентичности Тэшфела и Тернера, работы различных исследователей по гражданской, религиозной и этнической идентичности, а также теории экономического самоопределения, сознания и экономической идентичности. В своем исследовании Мария изучала взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности как компонентов социального капитала с экономическими установками и представлениями россиян на примере представителей двух конфессий российского общества – христианства (православие) и ислама. Среди задач, стоявших перед исследователем, была разработка авторской методики для изучения религиозной идентичности (методика «Следование религиозным практикам» – название рабочее), а также опросника для эмпирического исследования. Исследование было проведено на выборке студентов – представителей двух конфессий: выборка составила 298 человек – представителей разных национальностей, проживающих на территории РФ. Ключевой задачей исследования стал анализ взаимосвязи выраженности и позитивности гражданской и религиозной идентичности с социально-экономическими установками и представлениями. За основу создания опросника были выбраны следующие экономические установки и представления: экономическая самостоятельность/патернализм, прогноз роста благосостояния, удовлетворенность материальным благополучием, удовлетворенность жизнью, временная перспектива, отношение к конкуренции, представление о роли и функциях денег.

Мария рассказала о следующих выводах, полученных по результатам исследования. Прежде всего, были обнаружены значимые различия в характеристиках гражданской и религиозной идентичности у студентов-мусульман и студентов-христиан. Позитивность гражданской идентичности и выраженность религиозной идентичности значимо выше у студентов-мусульман. Позитивность религиозной идентичности значимо выше у студентов-христиан. Также были выявлены различия в экономических установках и представлениях. У студентов – мусульман больше выражены следующие экономические установки: намерение повысить свой доход, позитивное отношение к конкуренции, удовлетворение потребительских интересов, удовлетворенность жизнью, установки на экономический патернализм. У студентов - христиан более выражен прогноз роста материального благосостояния и предпочтение конкуренции с целью самореализации.  В сознании молодых россиян деньги, прежде всего, – источник помощи другим и поддержания нормальных условий жизни. Конфликтный характер в представлениях о деньгах у российских студентов проявляется в том, что  наряду с продуктивной функцией денег выражена их деструктивная роль.

На всей выборке обнаружена взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями. Выраженность гражданской идентичности преимущественно связана с продуктивными экономическими установками: долговременным планированием жизни, представлением о своей высокой деловой активности, удовлетворенностью материальным благосостоянием и жизнью в целом. Результаты взаимосвязи выраженности гражданской идентичности с продуктивной функцией денег и одновременно с деструктивной ролью денег указывают на конфликтный характер в представлениях о деньгах у российских студентов, что, по мнению Марии, может являться  психологическим барьером для развития российской экономики. Выраженность религиозной идентичности связана с удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью потребительских интересов, установкой на здоровый образ жизни, с удовлетворенностью жизнью, а также с низкой значимостью денег и негативным отношением к конкуренции. Позитивность религиозной идентичности связана с прогнозом роста своего благосостояния и стремлением к удовлетворению материальных потребностей.

Были выявлены различия во взаимосвязи гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями у христиан и мусульман. В группе студентов-христиан позитивность гражданской идентичности способствует психологической готовности к повышению своих доходов. Выраженность гражданской идентичности связана с высокой оценкой собственной активности и позитивной установкой на экономическую конкуренцию с целью самореализации. Обнаружена взаимосвязь выраженности гражданской идентичности с установками на экономический патернализм, деструктивной ролью денег. В группе студентов-мусульман выраженность гражданской идентичности позитивно связана с такими продуктивными установками, как удовлетворенность жизнью, прогноз роста своего благосостояния, представление о высокой деловой активности, установка на здоровый образ жизни. Позитивность гражданской идентичности связана с межличностным доверием, что благоприятно сказывается на социальном взаимодействии и способствует развитию экономики в целом. Выраженность религиозной идентичности в группе студентов – христиан способствует как негативным, так и позитивным экономическим установкам. Обнаружена взаимосвязь показателя по шкале «следование религиозным практикам» с установкой на экономический патернализм. Также обнаружена позитивная взаимосвязь выраженности религиозной идентичности с намерением повышать свои доходы и негативная с отношением к конкуренции и значимостью денег. Позитивность религиозной идентичности связана с продуктивными экономическими установками и представлениями: прогноз роста материального благосостояния в будущем, выбор конкуренции с целью самореализации, установка на межличностное доверие. В группе студентов-мусульман выраженность религиозной идентичности в целом взаимосвязана с продуктивными экономическими установками и представлениями: позитивным прогнозом роста благосостояния в будущем, удовлетворенностью потребительских интересов, удовлетворенностью материальным благосостоянием, удовлетворенностью жизнью. Выраженность религиозной идентичности негативно взаимосвязана с показателем значимости денег и представлением о том, что деньги – источник удовольствий.

Мария отметила, что обширные выводы, полученные в ее исследовании, находят свое отражение в религиозных текстах (Библия, Коран), опираются на многовековую историю религиозных традиций. Например, у мусульман четко прописано отношение к деньгам: деньги выступают как источник помощи другим, они распределяются в своей общине. В христианстве отношение к деньгам, как и к своему здоровью, более размытое и неоднозначное.

Ольга Павленко,
сотрудник Лаборатории социально-психологических исследований