• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Новая монография "Культура как фактор общественного прогресса"

Вышла в свет новая монография Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко "Культура как фактор общественного прогресса"(М. :"ЗАО Юстицинформ", 2009. 408 с.).

В монографии представлены результаты исследований Лаборатории социально-психологических исследований ГУ-ВШЭ, проведенные в 2008-2009 годах. Рассматриваются различные подходы к измерению культур (Г. Хофстед, Ш. Шварц, Р. Инглхарт и др.) и положение России относительно других стран в координатах этих измерений. Авторы представляют результаты собственных эмпирических исследований взаимосвязи культурных измерений и социального капитала с экономическими установками и представлениями россиян. В монографии также представлены результаты кросс-культурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических установок у молодежи России и Китая. Предлагается авторская концепция социокультурных факторов экономического развития, объединяющая подходы Р. Инглхарта и Ш. Шварца, и карта мира, построенная в пространстве авторских измерений «Антропоцентризм и Самораскрытие/Участие»и представляющая основные культурно-экономические синдромы.

Для социальный психологов, социологов, политологов, экономистов, социальных антропологов, а также всех интересующихся проблемами соотношения культуры и экономического развития общества.

 

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………….................................3

Глава 1. ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ КУЛЬТУР Р. ИНГЛХАРТА…………………………………….....................11

1.1. Ценности и «культурные зоны»по Инглхарту………………………………………………......................................11

1.2. Изменяются ли ценности со временем?................................................................................................20

1.3. Каков механизм ценностных изменений?..............................................................................................23

1.4. От модернизации –к постмодерну:логика мирового развития?............................................................27

1.5. Прогноз культурных изменений……………………………………………………………………....................................34

1.6. Сокращение отдачи от экономического развития………………………………………….....................................37

1.7. Исследования в России в русле модели Инглхарта…………………………………………...................................42

 

Глава 2. ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ КУЛЬТУР Ш.ШВАРЦА…………………………………………...................46

2.1. Теория культурных ценностных ориентации Шварца…………………………………….....................................46

 

2.2. Культурные особенности регионов мира………………………………………………………....................................52

2.3. Измерение ценностей на индивидуальном уровне…………………………………………....................................59

2.4. Эмпирические исследования ценностей россиян на культурном уровне………….....................................64

2.5. Эмпирические исследования ценностей россиян на индивидуальном уровне…......................................70

 

Глава 3. ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ КУЛЬТУР Г. ХОФСТЕДА……………………………………......................79

3.1. История и теория метода измерения культур Хофстеда…………………………………...................................79

3.2. Россия в сравнении с другими странами мира по измерениям Хофстеда…………....................................89

 

Глава 4. ИЗМЕРЕНИЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ АКСИОМЫ»М. БОНДА И К. ЛЕУНГА……………..........................98

4.1. Теория социальных аксиом Бонда и Леунга…………………………………………………….................................98

4.2. Исследования в России по методу «социальных аксиом»………………………………...................................108

 

Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ………………………….......................120

5.1. Основные подходы к проблеме социального капитала в социологии…………….....................................122

5.2. Социальный капитал как объект исследований в экономической науке…………....................................125

5.3. Сетевой подход к изучению социального капитала………………………………………...................................130

5.4. Психологическая структура социального капитала………………………………………….................................136

5.5. Исследование социального капитала россиян………………………………………………..................................155

5.6. Особенности психологического подхода к исследованию социального капитала…...............................164

 

Глава 6. ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………...................................................................................................................................166

6.1. Связь измерений Хофстеда с показателями социально-экономического развития…….........................166

6.2. Связь измерений Инглхарта с показателями экономического развития…………....................................169

6.3. Связь измерений Шварца с социально-экономическими, политическими и демографическими показателями……………………...................................................................................................................174

6.4. Корреляция социальных аксиом и показателей социально-экономического развития…….....................182

6.5. Связь индикаторов социального капитала с экономическим развитием…………....................................186

 

Глава 7. МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…..........................................................................................................................................192

7.1. Методологические основы исследования………...................................................................................192

7.2. Инструментарий исследования………………………..................................................................................194

 

Глава 8. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН….....217

 

Глава 9. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ……......................................................................................................................................232

9.1. Динамика культурных ценностей студентов (по методу Шварца) и их взаимосвязь с экономическими установками………….................................................................................................................................232

9.2. Динамика индивидуальных ценностей студентов (по Шварцу) и их связь с экономическими установками…………………………………….....................................................................................................245

9.3. Результаты исследования взаимосвязей культурных измерений по Хофстеду…………….......................252

9.4. Результаты исследования связи социальных аксиом и экономико-психологических характеристик личности……………………………………….......................................................................................................255

Выводы исследования………………………………………….................................................................................266

 

Глава 10. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ:КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ…...........................................................................................................269

Выводы……………………….........................................................................................................................288

 

Глава 11. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИХ СВЯЗЬ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ РОССИЯН……………..............................................................................................................................290

11.1. Сравнение измерений культурных ценностей Шварца с измерениями Хофстсда и Инглхарта…….......290

11.2. Сравнение социальных аксиом Бонда и Леунга с культурными измерениями Хофстеда, Инглхарта и Шварца…………………………......................................................................................................................293

11.3. Эмпирическое исследование взаимосвязи культурных измерений на российской выборке…..............294

11.4. Теоретические и эмпирические модели культурных измерений……………...........................................303

11.5. Взаимосвязь культуры и экономических установок российской молодежи……………............................305

 

Глава 12. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................................................................................................................................317

12.1. Первый этап:отбор культурных ценностей, объективных и субъективных показателей социально-
экономического развития стран……………………………………….....................................................................319

12.1. Второй этап:корреляционный анализ взаимосвязи культурных ценностей и показателей социально-
экономического развития…………………………………………………...................................................................327

12.2. Третий этап:разработка универсальных измерений и создание карты расположения стран в
пространстве новых измерений…………………………………………………………..................................................338

12.4. Культурно-экономические синдромы…………………………………………...................................................343

Резюме……………………………………………………………………………………….......................................................349

 

Литература……………………………………………………………..............................................................362