• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Насколько сильна связь между удовлетворенностью жизнью и конгруэнтностью ценностей? Исследование сконструированных социо-демографических групп в российской выборке

27 ноября в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступила Алёна Хапцова, аспирант кафедры организационной психологии ВШЭ и научный сотрудник МНУЛ СКИ.

Алёна Хапцова представила исследование, проведенное совместно с Шаломом Х. Шварцем (Еврейский университет в Иерусалиме), и посвященное связи между конгруэнтностью ценностей и удовлетворенностью жизнью.

Соответствие  индивида и среды (person-environment fit) является одним из предикторов общей удовлетворенности жизнью. Конгруэнтность ценностей – соответствие личных ценностей ценностям релевантных групп – также должна способствовать удовлетворенности жизнью. В ситуации, в которой личные ценности не противоречат ценностям группы, человеку  легче добиваться важных для него/нее целей, не испытывая внутреннего ценностного конфликта и не боясь санкций со стороны группы. 

Предыдущие исследования подтвердили связь между конгруэнтностью ценностей и удовлетворенностью жизнью (Sagiv & Schwartz, 2001; Musiol & Boehnke, 2008; Sortheix & Lonnqvist, 2014), однако вопрос о том, объясняется ли связь реальными межличностными отношениями или имеет место групповой эффект оставался открытым. В исследованиях по этому вопросу в качестве релевантной группы были выбраны группы, с которыми респонденты регулярно общались в повседневной жизни.

Хапцова и Шварц провели исследование, в котором проверили, влияет ли на удовлетворенность жизнью конгруэнтность между личными ценностями и ценностями групп, схожих по социо-демографическим характеристикам, но состоящих из людей, незнакомых респондентам. В исследовании приняли участие 961 респондент из России. Участники заполнили новый ценностный опросник Шварца (PVQ-R), а также социо-демографический опросник (пол, возраст, религия, уровень образования и регион проживания). На стадии анализа респонденты были разделены на 36 однородных групп согласно ответам из социо-демографического опросника.

Результаты регрессии показали, что конгруэнтность личных ценностей и ценностей схожей по социо-демографическим характеристикам группы предсказывает удовлетворенность жизнью (β=.11; p<.001). Коэффициент регрессии оказался ниже, чем в предыдущих исследованиях (β=.22 у Sortheix & Lonnqvist, 2014 и r=.16 у Muisol & Boehnke, 2008), однако референтной группой в исследовании Хапцовой и Шварца выступали люди, с которыми респонденты не находились в регулярном контакте.

Кроме того, уровень межличностной конформности не оказывал модерирующего эффекта, а выраженность ценности самоопределения – оказывала (связь между ценностной конгруэнтностью и удовлетворенностью жизнью была сильнее среди респондентов, менее ценящих самоопределение). 

Исследование показало, что конгруэнтность между личными ценностями и ценностями людей, схожих по социо-демографическим характеристикам влияет на удовлетворенность жизнью. Люди, разделяющие ценности своего социо-демографического класса, более удовлетворены своей жизнью.