Опыт применения теории аккультурация в исследовании адаптации русскоязычных мигрантов в Германии
29 января в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступила Казарцева Е.В., Научный сотрудник НУЛ Социологии образования и науки, НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, с докладом на тему: «Опыт применения теории аккультурация в исследовании адаптации русскоязычных мигрантов в Германии».
В рамках доклада, были изложены основные особенности и возможности применения теории аккультурации в социологическом исследовании на примере результатов, полученных при изучении процесса адаптации русскоязычной молодёжи в Германии. Речь также шла о том, как при помощи данной теории могут быть выявлены критерии для описания аккультурационного процесса иммигрантов в принимающем обществе. В качестве критериев были выделены стратегии культурной идентичности, этническая самоидентификация, интенсивность контактов со своей этнической группой и коренным населением, степень культурной утраты и культурного научения и установки на реэмиграцию. Были выделены факторы группового и индивидуального уровня, влияющие на процесс аккультурации, среди которых упомянуты культурные синдромы, культурный капитал, мотивационные аспекты и социо-демографические показатели. Исследование было проведено методом глубинного интервью, при поддержке FU Berlin в 2008 году. Выборку составили российские мигранты, в возрасте от 16 до 27, проживающие в Германии. На данном этапе результаты показывают различия в выборе аккультурационных стратегий, в зависимости от возраста при эмиграции и этнической самоидентификации.