• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние разных видов социальной идентичности родителей и детей на сходство их ценностных профилей у русских в республиках Северного Кавказа

25ого июня в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступили Зарина Хизировна Лепшокова и Виктория Николаевна Галяпина, старшие научные сотрудники международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, с докладом на тему: «Влияние разных видов социальной идентичности родителей и детей на сходство их ценностных профилей у русских в республиках Северного Кавказа».

Русские в России являются самой большой этнической группой (81%). Однако интересно то, что в некоторых регионах РФ, например в Северной Осетии - Алании, русские являются этническим меньшинством. Ничуть не менее интересная исследовательская ситуация может возникнуть в случае, когда группа является этническим, но не религиозным меньшинством. Данное исследование посвящено изучению роли разных видов социальной идентичности в сходстве ценностных профилей родителей и детей в русских семьях, проживающих в республиках Северного Кавказа.

Объём выборки составил 454 респондента. Измерения производились по шкалам религиозной, этнической, национальной идентичности М. Веркайтена, а также шкалы измерения республиканской и региональной идентичностей, разработанные сотрудниками МНУЛ СКИ. В ходе исследования были опрошены русские семьи из Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия. Результаты показали, что в Северной Осетии – Алания и в Кабардино-Балкарии в русских семьях происходит передача этнонациональной, религиозной и республиканско-региональной идентичностей от родителей к детям. Также было выявлено, что в КБР лишь этнонациональная идентичность детей ведет к сходству ценностных профилей родителей и детей, тогда как в РСО-А лишь республиканско-региональная идентичность детей ведет к сходству ценностных профилей родителей и детей. Данные результаты, для иноэтничного и инорелигиозного контекста, указывают на важную роль идентичности детей, направленной на сохранение своей культуры, способствующей сходству ценностных профилей. При одном и том же религиозном  контексте сходству ценностных профилей способствует идентичность детей, связанная с доминирующим обществом - направленная на адаптацию в данном обществе.