• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модель межкультурной сенситивности: результаты исследования студенческой выборки

8 сентября в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Логашенко Юлия Александровна (ст. преподаватель кафедры психологии и социальной работы Балтийского федерального университета им. И. Канта, Калининград), с докладом на тему: "Модель межкультурной сенситивности: результаты исследования студенческой выборки" .

Межкультурная сенситивность — тема давно разрабатываемая на Западе и сравнительно недавно ставшая предметом интереса отечественных психологов. Существуют разные подходы к изучению этого феномена (М. Беннет, Г.-М. Чен, М.Р. Хаммер, Р. Вайсман и др.). Одни рассматривают её как динамический процесс, другие как отражение аффективного отношения к носителям других культур. Докладчик же рассматривает межкультурную сенситивность как комплексную способность личности, основанную на чувствительности организма человека к культурно обусловленным стимулам окружающей среды.

Межкультурная сенситивность  имеет свою структуру, может развиваться под воздействием различных внешних и внутренних факторов и может быть представлена в виде профиля. К числу факторов можно отнести определённые личностные качества — эмпатию, толерантность, уровень субъективного контроля. Факторами также можно считать особенности социальной среды, опыт межкультурного взаимодействия, профессиональную направленность, принадлежность к мужскому или женскому полу, активная жизненная позиция.

В исследовании, что было представлено в докладе, принимали участие студенты разных форм, уровней и направленности обучения, проживающие в большом, среднем и малом городах, работающие и неработающие в свободное от учёбы время, разной этнической и половой принадлежности. В ходе исследования были выявлены особенности межкультурной сенситивности у разных групп студентов, личностные и социокультурные факторы. Так, подтвердились гипотезы о роли социальной среды и опыта межкультурного взаимодействия в развитии межкультурной сенситивности.

Одним из значимых социокультурных факторов является направленность обучения: студенты гуманитарного профиля обладают более развитой межкультурной сенситивностью, в отличие от студентов технических специальностей. Также важным фактором является тип городской среды: студенты из большого поликультурного города отличаются более развитой межкультурной сенситивностью в отличие от студентов среднего и малого города.

По мнению докладчика, некоторые результаты носят дискуссионный характер и нуждаются в детализации и уточнении.