• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российский мультикультурализм в СМИ: презентация методики контент-анализа новостей

15 марта в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Хапцова Алена Александровна (младший научный сотрудник МНУЛ СКИ, преподаватель Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Российский мультикультурализм в СМИ: презентация методики контент-анализа новостей".

В докладе была представлена методика котнент-анализа новостей, разработанная сотрудниками МНУЛ СКИ Аленой Хапцовой, Марией Клясс и Богданом Чуприковым. Данная методика направлена на выявление маркеров мультикультурализма в российских СМИ. Методика представляет собой схему для дедуктивного контент-анализа, в ходе разработки которой, была проанализирована литература по вопросам мультикультурализма и межэтнических отношений. На основе теоретического анализа были сформированы группы маркеров мультикультурализма в новостных СМИ. Разработанная схема позволяет фиксировать отображение мультикультурализма в новостях.

По данным ФОМ (2014) россияне проводят до 3 часов у экрана телевизора каждый день, при этом большинство считают российское телевидение объективным и заслуживающим доверия. Принимая во внимание, что большая часть информации о мире, которой располагает современный человек, недоступна для непосредственного наблюдения, представляется важным изучение того, какую именно информацию люди получают через СМИ. Актуальность изучения отображения мира в СМИ особенно важна, когда речь идет о межэтнических отношениях и установках по отношению к аут-группам.

Согласно теории Дж. Берри, благополучное сосуществование представителей различных этнических групп возможно при соблюдении следующих условий:

  • уверенность в собственной идентичности, которая ведет к взаимному уважению у представителей разных этнических групп и уменьшению дискриминации;
  • участие и вовлеченность представителей разных этнических групп как в жизнь этнических сообществ, так и в жизнь всего общества в целом, что обеспечивает людей необходимым социальным капиталом для благополучной жизни;
  • контакт между представителями разных этнических групп, который ведет к взаимному принятию групп;
  • также немаловажную роль играет и наличие общей идентичности для представителей разных этнических групп (идентичность со страной, Россией). 

На соблюдение этих условий направлены различные государственные программы, мультикультурализму уделяется внимание и в образовании. Отношение людей к мультикультурализму активно исследуется в Москве и на Северном Кавказе. Однако, отображают ли СМИ эти усилия?

Так в докладе были показаны результаты анализа теле- и онлайн- новостей за 8-недельный период, так например было выявлено, что телевидение (а именно: программа «Время», Первый канал; и программа «Вести», канал Россия-1) отображает ощущение причастности к России («Мы — Россияне!») и этническое разнообразие, как залог позитивных межэтнических отношений в России. В свою очередь, интернет-издания (РИА Новости и РБК) скорее придерживаются пессимистических настроений, рассказывая о деловых отношениях между представителями разных культур в России.

Также в ходе обсуждения доклада были рассмотрены пути дальнейшего использования разработанной докладчиком методики. 

 Презентация доклада (PPTX, 9.29 Мб)